Следующим основным моментом, требующим детального изучения, является выяснение роли потерпевшего как участника административной процедуры.
Согласно части I статьи 45 Конституции Российской Федерации, статья 45 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивает государственную защиту прав и свобод человека. Это положение касается в первую очередь лиц, чьи права и свободы были нарушены, в том числе жертв административных правонарушений.
Учитывая, что в Конституции Российской Федерации высшей ценностью объявлен человек, защита прав и свобод человека должна быть поставлена во главу угла при производстве по делам об административных правонарушениях.
Государственная защита потерпевших выражается в совокупности обязанностей отдельных государственных органов по защите соответствующих прав потерпевших от преступлений. Можно выделить следующие виды гарантий прав потерпевших в зависимости от того, какие государственные органы их предоставляют
(а) Гарантии со стороны должностных лиц правоохранительных органов, осуществляющих производство по делам о преступлениях,
Праву жертвы на подачу заявления соответствует обязанность должностного лица (организации) принять эти заявления к рассмотрению. Эта обязанность присутствует на всех стадиях процесса. Как предлагается в юридической литературе, в качестве варианта можно рассматривать обязанность служащего (органа) оказать помощь потерпевшему в сборе доказательств.
До начала рассмотрения дела сотрудник (орган) должен уведомить потерпевшего о месте и времени слушания. Это уведомление должно быть четким и заблаговременным. Оно должно быть обоснованным.
Работник (орган) обязан предоставить эти материалы потерпевшему по первому требованию, так как потерпевший имеет право быть ознакомленным со всеми материалами дела на всех стадиях разбирательства. Закрепление этой обязанности в нормативных правовых актах (законодательстве) соответствует задачам административного права.
Важнейшей гарантией прав потерпевшего является обязанность работника (органа) вынести законное и обоснованное решение по делу, установив при расследовании дела и принятии решения все обстоятельства, изложенные в РФ. При этом сотрудник (орган) обязан разъяснить потерпевшему его право на возмещение имущественного вреда в порядке гражданского судопроизводства.
В случае расследования жалобы потерпевшего высшим должностным лицом (лицом), оно обязано вручить потерпевшему копию решения по жалобе. Это гарантирует право жертвы на дальнейшее обжалование действий должностного лица (органа) в суде. Кроме того, сам факт выдачи копии решения по жалобе (а также копии протокола о правонарушении и копии решения о происшествии) направлен на предотвращение злоупотреблений со стороны сотрудника (органа).
Рассмотрим гарантии прав потерпевших, предоставляемые прокуратурой. Одной из функций прокуратуры является надзор за соблюдением прав и свобод человека федеральными органами исполнительной власти, их органами управления и работниками. В соответствии с этим положением и положениями КоАП РФ на прокуратуру как правоохранительный орган на практике возлагается весь комплекс прав и обязанностей потерпевших, возложенных на органы управления и их работников. В то же время на прокурора возложен ряд специальных задач по защите прав потерпевших. Федеральный закон N 2202-1 от 17. 01. 92 г. «О прокуратуре Российской Федерации».
Прокуроры, действующие в производстве по делам об административных правонарушениях, являются не только «адвокатами» потерпевшего, но и представителями государства, которое обязано защищать права потерпевшего. С этих позиций прокурор должен быть гарантом права потерпевшего на профессиональную юридическую помощь.
Наконец, основным источником информации о нарушении прав потерпевших являются жалобы самих потерпевших о нарушении их прав при принятии органами власти (управления) решений по делам об административных правонарушениях. В этом случае прокурор имеет законные основания для вмешательства в защиту прав потерпевшего и обязан обратиться с требованием о возбуждении дела об административном правонарушении, рассмотреть и изучить жалобу заявителя, а в случае выявления нарушения прав потерпевшего В случае нарушения прав меры прокурорского реагирования принимаются в целях устранения нарушения, восстановления нарушенных прав, возмещения причиненного ущерба и наказания виновного должностного лица. Эта обязанность реализуется при обжаловании прокурором постановления по делу об административном правонарушении. В этом случае в производстве по делу появляется факультативная стадия принесения протеста на постановление по делу.
Таким образом, специальная гарантия прокурора по обеспечению прав потерпевшего подразумевает и ряд обязанностей (прежде всего обязанность расследовать сообщения и жалобы, а также обязанность опротестовывать незаконные решения административных органов и их должностных лиц).
В свою очередь, ч. 25.1, § 2 определяет права потерпевших в производстве по делам об административных правонарушениях. По сути, это те же права, что и у лиц, привлекаемых к административной ответственности. А именно: быть ознакомленным со всеми материалами дела, давать объяснения и представлять доказательства. подавать ходатайство или апелляцию, пользоваться юридической помощью представителя и обжаловать решение по делу.
В частности, потерпевший имеет право ознакомиться с содержанием протокола об административном правонарушении, представить выводы и объяснения, а также запросить копию протокола. Кроме того, потерпевшему выдается копия постановления по делу и, по его просьбе, любые другие процессуальные документы, вынесенные в ходе рассмотрения дела. Его ходатайство об отводе любого лица, участвующего в деле или расследующего дело, подлежит обязательному и немедленному рассмотрению. Комментарии к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях// Под общ. ред. Е.Н. Ренова.- М., Норма.- 2002.- С. 238.
Помимо вышеперечисленного, потерпевший обязан явиться по предмету административной юрисдикции, дать правдивые показания, сообщить все, что ему известно о деле, и ответить на поставленные вопросы, хотя перечисленные обязанности прямо не указаны в данной статье. Таким образом, статья 25.1, в частности часть 3, гарантирует право потерпевшего на участие в расследовании дел об административных правонарушениях. Своевременность и время проведения проверки дела. В свою очередь, п. 4 данной статьи позволяет субъекту административной юрисдикции рассматривать потерпевшего в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении.
Статья 25.2 КОАП РФ. Потерпевший
1. потерпевший — физическое или юридическое лицо, которому административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред
2. потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами административного дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью представителя и обжаловать решение по делу. Пользоваться, использовать, применять юридическую помощь в соответствии с настоящим Кодексом.
3. по делам об административных правонарушениях дело должно рассматриваться с участием потерпевшего. В противном случае производство по делу может быть начато только при наличии доказательств надлежащего извещения потерпевшего о месте и времени происшествия. Заявление не удовлетворено.
4. потерпевший может быть опрошен в соответствии с § 25.6 настоящего Кодекса.
Комментарии к ст. 25.2 КОАП РФ
Текст комментария: под руководством Л. В. Чистяковой «Комментарии к Кодексу РФ об административных правонарушениях. Часть II. Главы 21-32. Том 2».
Автор(ы): Чистякова Л.В., Америн Р.В., Доброва М.Б., Капитанец Ю.В., Капитанец М.Е., Миршина И.В., МошкинаН.А., Плещева М.В., Челпаченко О.А.
Комментируемая статья 25.2 КоАП РФ определяет правовой статус таких участников производства по делам о нарушении контроля как потерпевшие.
Физическое или юридическое лицо приобретает статус потерпевшего по делу об административном правонарушении, поскольку оно зафиксировано в этом качестве в протоколе об административном правонарушении или в постановлении прокурора о возбуждении дела об административном правонарушении. С этого момента лицо, признанное потерпевшим, имеет определенные процессуальные права и обязанности. Он имеет право знакомиться со всеми материалами административного дела, давать объяснения, представлять доказательства, подавать заявления и возражения, пользоваться юридической помощью представителя и обжаловать дело о происшествии.
Потерпевшим признается физическое или юридическое лицо, которому в результате административного правонарушения причинен физический, имущественный или моральный вред. В контексте статьи 151 Гражданского кодекса РФ под моральным вредом следует понимать нравственные или физические страдания, причиненные действиями, нарушающими личные неимущественные права или нематериальные интересы граждан.
Потерпевший имеет право участвовать в расследовании дела об административном правонарушении. Это является важной гарантией защиты и обеспечения его прав и законных интересов. Верховный суд Российской Федерации в своем решении от 24 марта 2005 года в полном объеме разъяснил, что право потерпевшего на участие в рассмотрении дела об административном правонарушении должно быть гарантировано независимо от того, есть ли в его результатах признаки состава преступления административного правонарушения.
Дело может быть рассмотрено только в том случае, если имеются доказательства надлежащего извещения потерпевшего, имеется время для расследования дела и от потерпевшего не поступило ходатайство об отложении рассмотрения или если такое ходатайство осталось без удовлетворения.
Как получить правильную обработку дела о побое: права потерпевшего и вопросы доступа к материалам дела
Если сотрудник местной полиции передает дело в суд и не может ознакомиться со всеми материалами, как я могу получить доступ к материалам дела, которое было передано шестью месяцами ранее? Я имею на это право, и продолжительность административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела. По окончании расследования должен быть составлен протокол. Если виновник хочет договориться, а мой следователь констатирует легкий вред здоровью, законно ли сообщать об этом прокурору?
Ответы юристов (1)
Как юрист могу сказать следующее.
Для решения данного вопроса необходимы следующие документы
Если управление не предоставляет доступ к материалам дела, не передает дело в суд и не отвечает на запросы, обращение в прокуратуру является правовым действием. Согласно статье 25.2 КоАП РФ, потерпевший имеет право знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном проступке. По истечении этого срока дело должно быть направлено в суд для рассмотрения. Если сотрудник местной полиции не соблюдает эти правила, его действия могут быть признаны незаконными.
Для решения этого вопроса применяются статьи Федерального закона РФ «Об административных правонарушениях».
Задайте вопрос прямо сейчас, и вас увидят сотни экспертов по всей России. Получите первый ответ в течение 15 минут! Юридическая помощь оказывается и оплачивается бесплатно.
Услуги юристов
Права и обязанности потерпевшего в административном правонарушении: все, что нужно знать
Потерпевшими по делам об административных правонарушениях признаются лица, которым причинен имущественный, моральный или физический вред в результате совершения данного закона. Права потерпевших по административным делам предусмотрены Кодексом об административных правонарушениях.
К субъектам относятся граждане и организации. Существует три группы субъектов.
К первой группе относятся граждане, достигшие к моменту совершения правонарушения 16 лет. Специальные субъекты — должностные лица, законные представители и лица с иностранным гражданством, проживающие на территории России. А также лица, не имеющие гражданства.
К специальным группам относятся военнослужащие, граждане, находящиеся на учебных сборах, представители начальствующего состава внутренних организаций. Предусмотрена ответственность за нарушение дисциплинарных правил.
Какие правоотношения затрагиваются?
Объект правонарушения относится к общественным отношениям, в развитие и реализацию которых вмешивается правонарушение. Объектом являются не все отношения, а только те, которые охраняются правовыми нормами. Когда правонарушение перерастает в отношения, не урегулированные правовыми нормами, речь идет об аморальном и неэтичном поведении.
Внешне нарушения общественных отношений схожи с нарушениями правовых норм. Некоторые нарушения направлены против государственных административных порядков, которые регулируются административным правом.
Также это могут быть нарушения правил защиты трудовых, земельных, служебных и иных прав.
Различия между правонарушениями и преступлениями
На практике такие понятия, как преступление и правонарушение, часто путают. В то же время стоит отметить, что они совершенно разные. Если рассматривать преступление в самом широком смысле, то под ним понимается любое действие, нарушающее общественный порядок.
Правонарушения противостоят не только людям, но и общественно значимым интересам. Правонарушения — это действия, наносящие минимальный ущерб общественным отношениям.
Кодекс об административных правонарушениях определяет ответственность за такие действия. Последствия в виде судимости за совершение правонарушений отсутствуют. Субъектами являются лица, достигшие 16-летнего возраста.
Преступление — одна из форм преступного поведения, обладающая большой общественной опасностью, ответственность за совершение которой предусмотрена уголовным законом.
Существует несколько категорий преступлений.
Вид преступления определяется степенью естественной и общественной опасности.
Куда направляются заявления.
Возможность возбуждения административного дела предполагает наличие лица, в чью компетенцию входит составление протоколов об административных правонарушениях.
Перечень сотрудников, уполномоченных составлять административные протоколы, приведен в статье 28.3 КоАП РФ. К ним относятся сотрудники полиции, налоговой, таможенной и пограничной служб.
Лицо, составляющее протокол, зависит от категории совершенного правонарушения.
В нем описываются конкретные обстоятельства правонарушения, а также дается предварительная оценка произошедшего. Это говорит о том, что составитель протокола указывает статью административного права.
В нем должно быть отражено, где и когда произошло событие. Информация о том, кто нарушил права, если это лицо известно потерпевшему. Также в нем отражается дата составления и подачи заявления, данные заявителя, включая имя, фамилию и патриотизм, сведения о связи и месте жительства. В конце документа ставится подпись. Как видно, документ должен быть кратким и информативным.
Кроме того, он позволяет жертве оспорить, направить и обжаловать решение.
Это говорит о том, что прекратить процесс в данной категории дел невозможно.
Что делать, чтобы разрешить спор без обращения в правоохранительные органы
При возникновении конфликтной ситуации пострадавшая сторона имеет право проявить инициативу по урегулированию вопроса без обращения в компетентные органы. В таких случаях стороны должны прийти к компромиссу. Пострадавший может потребовать компенсации за причиненный ущерб и на этом считать инцидент исчерпанным.
Если преступник не желает урегулировать вопросы по-дружески
В этом случае единственное реальное решение — составить заявление и направить его в компетентные органы. Никаким другим способом нарушенные права не могут быть восстановлены.
При переносе административных процедур
Движение процессов управления считается движением процессов управления. Независимо от типа процесса, этот этап считается исходным для всех. В связи с тем, что каждый вид процедуры считается юридическим по своей природе, принципом является оформление необходимой документации.
Это означает, что для инициирования процесса требуется публикация определенного документа.
Как подкрепить свою позицию
Согласно правовым нормам, доказательством по административному делу считается факт реального характера, который является основанием для определения дела о нарушении компетентными органами, осуществляющими процедуру в административном Дела
Скачать, просмотреть и распечатать:
Пострадавшее лицо может доказать свою позицию, изложив произошедшее, выступить свидетелем по делу, предоставить доказательства того, кого необходимо опросить, инициировать экспертное исследование и предоставить основные доказательства.
16 марта 2018, 19:19 16 марта 2018, 19:19