В годы Великой отечественной войны работа прокуратуры по выполнению общей задачи по свержению фашизма (обеспечение четкого выполнения закона о снабжении войск, поддержка фронта и укрепление тыла) была перестроена с учетом боевой обстановки.
В целях укрепления трудовой и административной дисциплины указом Исполкома Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года работникам прокуратуры и правоохранительных органов были присвоены звания и выдана форма.
Одновременно для прокуроров и следователей были установлены сравнительные звания нестроевых, соответствующие званиям вооруженных сил. Высококвалифицированные прокуроры и следователи сыграли важную роль в Нюрнбергском процессе над крупными военными преступниками.
Деятельность прокуратуры в послевоенные годы
Важной вехой в последующем развитии законодательства о надзоре за преследованиями стало Положение о надзоре за преследованиями в СССР, обнародованное 24 мая 1955 года Исполнительным комитетом Верховного Совета СССР в соответствии с Конституцией СССР 1936 года.
Оно определяло функции высшей надзорной инстанции по основным отраслям и устанавливало правовые инструменты для осуществления прокурорского надзора. Закон предусматривает в качестве одной из основных обязанностей всех прокуроров обжалование противоречащих закону приказов и иных правовых актов, необоснованных приговоров, заключений, решений и постановлений судебных органов, обязывает прокуроров вносить протесты в органы местного самоуправления и государственной власти об устранении нарушений закона и их причин. Закон предусматривает следующее.
Необходимость реабилитации лиц, подвергшихся незаконному или несправедливому угнетению в эпоху индивидуального культа, вызвала необходимость расширения надзорных полномочий местных судебных органов и одновременного усиления деятельности прокуроров в этой сфере.
Указом Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 года в Верховном суде Федеративной Республики, районных судах, государственных судах, судах автономных республик и автономных областей были образованы исполнительные комитеты, наделенные правом расследовать жалобы компетентных прокуроров.
Порядок ведения следствия был установлен Указом Исполкома Верховного Совета СССР от 25 апреля 1955 года «О порядке расследования дел Судебным исполнительным советом».
В связи с требованиями демократизации, воспитания чувства общности и гласности в работе органов городского управления Указом Исполкома Верховного Совета СССР от 27 февраля 1959 года при прокуратуре была создана коллегия. Совет был создан под руководством Генерального прокурора СССР и Генерального прокурора Федеративной Республики. По их указаниям реализуются выводы таблицы.
Приказом Генерального прокурора СССР № 59 от 27 июля 1960 года Совет был образован как совещательный орган при Генеральном прокуроре СССР.
На основе Правил осуществления прокурорского надзора в СССР Указом Исполкома Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года было утверждено Положение о военной прокуратуре, действовавшее до 1981 года. Правила определяют полномочия военного прокурора, объекты надзора Генерального военного прокурора и подчиненных ему военных прокуроров, порядок организации и комплектования военной прокуратуры.
Руководство деятельностью военной прокуратуры осуществлялось непосредственно Генеральным прокурором СССР и через него. Усилению концентрации и целостности прокурорского надзора способствовали положения Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 года.
Положения о прокуратуре исходят от независимого Генерального директора (статьи 164-168) и предусматривают основные принципы работы, а также организацию прокуратуры.
Советская Конституция возложила на прокуратуру обязанность обеспечивать четкое и единообразное исполнение законов, что не было предусмотрено в прежней Конституции.
Высший надзор за четким и единообразным исполнением законов означал, что прокурор должен обеспечивать исполнение законов от имени высшего органа государственной власти — Верховного Совета СССР на основе принципов законности, централизации и независимости прокурора от различных региональных кланов влияния. Аналогичные положения были включены в конституции союзных и автономных республик.
Общефедеральным законодательным актом, регламентирующим надзор за деятельностью прокуратуры, был Закон о прокуратуре СССР, принятый в целом Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 года. По своей правовой природе этот закон считался комплексным нормативным актом и содержал общепринятые нормы как по работе, в том числе по численности прокуроров, так и по прокуратуре. В нем нашли отражение требования нового закона, например, как он был принят на данном этапе.
Основы законодательства в различных отраслях права (около 20 базовых законов), такие как Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы республик, входящих в состав РФ. В связи с этим с современных позиций были определены характер и содержание надзора прокуратуры в сфере уголовного и гражданского судопроизводства.
29 мая 1980 года Исполнительный Совет Верховного Совета СССР принял Указ «О структуре прокуратуры СССР», а 28 октября 1980 года — Положение «О должностях работников прокуратуры СССР». Указом Исполнительного Совета Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 года был принят Регламент военной прокуратуры, который в неизменном виде действует до настоящего времени.
Постановлением Исполнительного Совета Верховного Совета СССР от 6 февраля 1989 года «О структуре Прокуратуры СССР» в связи с новыми задачами, возникшими перед прокуратурой, было реорганизовано Объединенное контрольное бюро и создано Бюро по надзору за исполнением и применением законов государства.