Положение о военной прокуратуре СССР: Указ Президиума ВС от 4 августа 1981 года

В годы Великой отечественной войны работа прокуратуры по выполнению общей задачи по свержению фашизма (обеспечение четкого выполнения закона о снабжении войск, поддержка фронта и укрепление тыла) была перестроена с учетом боевой обстановки.

В целях укрепления трудовой и административной дисциплины указом Исполкома Верховного Совета СССР от 16 сентября 1943 года работникам прокуратуры и правоохранительных органов были присвоены звания и выдана форма.

Одновременно для прокуроров и следователей были установлены сравнительные звания нестроевых, соответствующие званиям вооруженных сил. Высококвалифицированные прокуроры и следователи сыграли важную роль в Нюрнбергском процессе над крупными военными преступниками.

Деятельность прокуратуры в послевоенные годы

Важной вехой в последующем развитии законодательства о надзоре за преследованиями стало Положение о надзоре за преследованиями в СССР, обнародованное 24 мая 1955 года Исполнительным комитетом Верховного Совета СССР в соответствии с Конституцией СССР 1936 года.

Оно определяло функции высшей надзорной инстанции по основным отраслям и устанавливало правовые инструменты для осуществления прокурорского надзора. Закон предусматривает в качестве одной из основных обязанностей всех прокуроров обжалование противоречащих закону приказов и иных правовых актов, необоснованных приговоров, заключений, решений и постановлений судебных органов, обязывает прокуроров вносить протесты в органы местного самоуправления и государственной власти об устранении нарушений закона и их причин. Закон предусматривает следующее.

Необходимость реабилитации лиц, подвергшихся незаконному или несправедливому угнетению в эпоху индивидуального культа, вызвала необходимость расширения надзорных полномочий местных судебных органов и одновременного усиления деятельности прокуроров в этой сфере.

Указом Верховного Совета СССР от 14 августа 1954 года в Верховном суде Федеративной Республики, районных судах, государственных судах, судах автономных республик и автономных областей были образованы исполнительные комитеты, наделенные правом расследовать жалобы компетентных прокуроров.

Советуем прочитать:  Самая маленькая пенсия в России - как выжить на 1026 рублей в месяц

Порядок ведения следствия был установлен Указом Исполкома Верховного Совета СССР от 25 апреля 1955 года «О порядке расследования дел Судебным исполнительным советом».

В связи с требованиями демократизации, воспитания чувства общности и гласности в работе органов городского управления Указом Исполкома Верховного Совета СССР от 27 февраля 1959 года при прокуратуре была создана коллегия. Совет был создан под руководством Генерального прокурора СССР и Генерального прокурора Федеративной Республики. По их указаниям реализуются выводы таблицы.

Приказом Генерального прокурора СССР № 59 от 27 июля 1960 года Совет был образован как совещательный орган при Генеральном прокуроре СССР.

На основе Правил осуществления прокурорского надзора в СССР Указом Исполкома Верховного Совета СССР от 14 декабря 1966 года было утверждено Положение о военной прокуратуре, действовавшее до 1981 года. Правила определяют полномочия военного прокурора, объекты надзора Генерального военного прокурора и подчиненных ему военных прокуроров, порядок организации и комплектования военной прокуратуры.

Руководство деятельностью военной прокуратуры осуществлялось непосредственно Генеральным прокурором СССР и через него. Усилению концентрации и целостности прокурорского надзора способствовали положения Конституции СССР, принятой 7 октября 1977 года.

Положения о прокуратуре исходят от независимого Генерального директора (статьи 164-168) и предусматривают основные принципы работы, а также организацию прокуратуры.

Советская Конституция возложила на прокуратуру обязанность обеспечивать четкое и единообразное исполнение законов, что не было предусмотрено в прежней Конституции.

Высший надзор за четким и единообразным исполнением законов означал, что прокурор должен обеспечивать исполнение законов от имени высшего органа государственной власти — Верховного Совета СССР на основе принципов законности, централизации и независимости прокурора от различных региональных кланов влияния. Аналогичные положения были включены в конституции союзных и автономных республик.

Советуем прочитать:  Как проверить статус регистрации в Росреестре на сайте 24mfc.ru

Общефедеральным законодательным актом, регламентирующим надзор за деятельностью прокуратуры, был Закон о прокуратуре СССР, принятый в целом Верховным Советом СССР 30 ноября 1979 года. По своей правовой природе этот закон считался комплексным нормативным актом и содержал общепринятые нормы как по работе, в том числе по численности прокуроров, так и по прокуратуре. В нем нашли отражение требования нового закона, например, как он был принят на данном этапе.

Основы законодательства в различных отраслях права (около 20 базовых законов), такие как Уголовный, Уголовно-процессуальный и Гражданско-процессуальный кодексы республик, входящих в состав РФ. В связи с этим с современных позиций были определены характер и содержание надзора прокуратуры в сфере уголовного и гражданского судопроизводства.

29 мая 1980 года Исполнительный Совет Верховного Совета СССР принял Указ «О структуре прокуратуры СССР», а 28 октября 1980 года — Положение «О должностях работников прокуратуры СССР». Указом Исполнительного Совета Верховного Совета СССР от 4 августа 1981 года был принят Регламент военной прокуратуры, который в неизменном виде действует до настоящего времени.

Постановлением Исполнительного Совета Верховного Совета СССР от 6 февраля 1989 года «О структуре Прокуратуры СССР» в связи с новыми задачами, возникшими перед прокуратурой, было реорганизовано Объединенное контрольное бюро и создано Бюро по надзору за исполнением и применением законов государства.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector