Каждая из указанных форм межбюджетных трансфертов предполагает передачу денежных средств из одного бюджета в другой на различные цели.
Федеральный бюджет может предоставлять субсидии субъектам РФ, а также местным бюджетам для софинансирования расходов, связанных с исполнением полномочий, отнесенных к компетенции государственных и местных органов власти.
Статьей 183.3 Бюджетного кодекса РФ, введенной Федеральным законом от 02.08.2019 № 307-ФЗ, предусмотрена возможность предоставления субсидий из бюджета одного субъекта РФ в бюджет другого субъекта РФ.
Закон субъекта РФ и (или) нормативные правовые акты высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ устанавливают порядок предоставления указанной субсидии. Средства для предоставления субсидии выделяются из бюджета указанного субъекта РФ.
Предоставление субсидии осуществляется на основании заключенного соглашения.
Субвенции — это другой вид межбюджетных трансфертов. В отличие от субсидий, они предоставляются для финансирования расходов субъектов РФ и (или) муниципальных образований. Эти расходы возникают в связи с исполнением переданных полномочий Российской Федерации в установленном порядке.
Также субвенции могут предоставляться для финансирования расходов федеральных органов исполнительной власти при выполнении ими переданных полномочий субъектов РФ в случаях, предусмотренных федеральными законами. А они также могут быть использованы для финансирования расходов муниципальных образований, при выполнении ими государственных полномочий Российской Федерации и субъектов РФ, переданных им в установленном порядке органам местного самоуправления.
Дотация – это вид межбюджетного трансфера, который предоставляется безвозмездно и безвозвратно, без указания направления его использования.
Дотации субъектам РФ предоставляются для выравнивания бюджетной обеспеченности, а дотации муниципальным образованиям – для выравнивания бюджетной обеспеченности и поддержки мер по обеспечению сбалансированности местных бюджетов. Также местным бюджетам могут предоставляться иные дотации из бюджета субъекта РФ.
В отличие от субсидий, которые предоставляются по праву органов государственной власти или местного самоуправления при выполнении определенных условий, и субвенций, предоставление которых является обязанностью органов государственной власти или местного самоуправления, передавших свои полномочия, дотации основаны на определенных нормах в законодательстве.
По постановлению от 17.06.2004 № 12-П, Конституционный Суд Российской Федерации отмечает, что бюджет субъекта Российской Федерации или местный бюджет не могут существовать отдельно, а являются неотъемлемой частью финансовой системы Российской Федерации. Это решение было принято после рассмотрения запросов от администрации Санкт-Петербурга, Законодательного Собрания Красноярского края, Красноярского краевого суда и Арбитражного суда Республики Хакасия. Согласно пункту 2 статьи 155, пунктам 2 и 3 статьи 156, и абзацу двадцать второго статьи 283 Бюджетного кодекса РФ, данный вопрос был вынесен на рассмотрение Конституционного Суда Российской Федерации и получил свое разрешение.
В соответствии с положениями статьи 7, части 1 и статьи 19, части 2 Конституции Российской Федерации, которые гарантируют принцип равномерного развития публично-правовых организаций, следует, что если уровень доходов субъекта РФ или муниципального образования недостаточен, то необходимо проводить бюджетное регулирование, чтобы обеспечить сбалансированность регионального или местного бюджета, включая предоставление финансовой помощи из бюджета другого уровня.
Существуют также другие межбюджетные трансферты, которые, по своей сути, являются аналогами субсидий, но отличаются тем, что могут быть предоставлены в полном объеме для софинансирования расходов соответствующего бюджета (субсидии, в свою очередь, предоставляются с условием долевого финансирования).
Кроме того, в отличие от субсидий, перечень оснований для предоставления других межбюджетных трансфертов шире: федеральный бюджет предоставляет другие межбюджетные трансферты для софинансирования расходов, связанных с выполнением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, которые не регулируются федеральными и региональными законами; для софинансирования расходов, связанных с выполнением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (полномочий органов местного самоуправления в отношении местных вопросов); для предоставления бюджетных ассигнований, финансируемых из резервных фондов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации; а также в других случаях, установленных законом.
Иные финансовые переводы из бюджета субъекта Российской Федерации в местные бюджеты предоставляются в определенных ситуациях, описанных в законах субъектов Российской Федерации, для обеспечения финансирования обязательств муниципальных образований.
В случае нарушения порядка и (или) условий предоставления финансовых переводов между бюджетами предусмотрена административная ответственность, установленная статьей 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
ОЛЬГА ДМИТРИЕВА, ПРОКУРОР ОТДЕЛА ПО НАДЗОРУ ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ ПРОКУРАТУРЫ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ
Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное решение» выпуск № 07 (213) дата выхода от 20.07.2020.
Статья размещена на основании соглашения от 20.10.2016, заключенного с учредителем и издателем информационного ежемесячника «Верное решение» ООО «Фирма «НЭТ-ДВ».
Отличие дотации от субсидии
Сборник самых важных документов по теме Отличие дотации от субсидии (нормативно-правовые акты, бланки, статьи, экспертные консультации и многое другое).
- Бюджет:
- Лицевой счет 41
- Лицевой счет 71
- 7990
- Администратор доходов
- Администрирование доходов
- Показать все
- Бюджет:
- Лицевой счет 41
- Лицевой счет 71
- 7990
- Администратор доходов
- Администрирование доходов
- Показать все
Судебная практика
Решение Верховного Суда РФ от 27.06.2003 N 64-Г03-3
Принято правильное решение о признании недействительными пункта 4 статьи 20 и пункта 3 статьи 30 Закона Сахалинской области от 26 декабря 2002 года N 382 «Об областном бюджете Сахалинской области на 2003 год», так как эти нормы противоречат федеральному бюджетному законодательству. В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ, дотации, субсидии и субвенции являются безвозмездными и безвозвратными средствами, которые предоставляются и распределяются в соответствии с пунктами 3 и 4 статьи 139 Бюджетного кодекса РФ. Эти положения устанавливают порядок предоставления финансовой помощи для выравнивания уровня социально-экономического развития и субвенций на финансирование целевых расходов местным бюджетам из бюджетов субъектов Российской Федерации только законом.
В 2017 году была произведена подборка судебных решений, связанных со статьей 6 «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе» БК РФ, которая была выполнена ООО «Центр методологии бухгалтерского учета и налогообложения». После анализа данной статьи, суд пришел к выводу о том, что дотации, в отличие от субвенций и субсидий, не могут быть использованы для целевого финансового помощи бюджету другого уровня. Этот вывод был обоснован судом нижестоящей инстанции.
Статьи, комментарии, ответы на вопросы
Название статьи: Эволюция и развитие принципа прозрачности (открытости) в российском законодательстве о межбюджетных отношениях
(Автор: Кожушко С.В.)
(«Финансовое право», 2020, N 7) В отличие от финансовых отношений, межбюджетные отношения в России начали выделяться как самостоятельные отношения, включающие формы поддержки бюджетов (субвенции, дотации, субсидии), но это произошло намного позднее — в период после СССР. В те времена бюджеты были более самостоятельными, чем в предыдущие периоды истории России. Однако ограниченная доходная база не позволяла отдельным бюджетам успешно решать свои задачи.
В таких условиях стало важным предоставление межбюджетных трансфертов из государственного бюджета СССР для обеспечения финансовой стабильности всех остальных бюджетов.
Нормативные акты
Постановление Минстрой России от 28 декабря 2000 года №303
«О принятии Руководящих рекомендаций по финансовому обоснованию тарифов на обслуживание и восстановление жилищного фонда» 1.5. Владелец жилищного фонда (уполномоченная им организация) передает хозяйствующему субъекту (подрядчику) право предоставления услуг по обслуживанию и ремонту жилищного фонда независимо от юридической формы, однако, в связи с их «жизненной важностью», сохраняет право контролировать его деятельность в части установления цен (формирования тарифов) для потребителей, проживающих в государственных и муниципальных жилищных фондах. Это приводит к ограничению рыночных механизмов хозяйствования, и, следовательно, цена (тариф) на обслуживание и восстановление жилищного фонда может быть дополнена финансовыми инструментами, такими как субсидии и льготы для хозяйствующих субъектов (подрядчиков) и потребителей.
Постановление Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от 27 апреля 2011 года № 110
«О принятии отраслевой программы «Развитие сельскохозяйственного сектора собольников (собольничества) в Российской Федерации на период с 2011 по 2013 год и до 2021 года.» За последние пять лет, начиная с 2005 года, общее количество собольничьих самок увеличилось на 34,8%. Этому, в определенной мере, способствовала государственная поддержка собольничества в виде увеличения объема грантов на содержание разведенных собольничих самок за счет увеличения в три раза в сравнении с другими видами меховых зверей ставки субсидий.
- «Горячие» материалы
- Сборники и наиболее востребованные акты
- Обзоры законодательства
- Федеральные нормативно-правовые акты
- Региональные нормативно-правовые акты
- Проекты правовых актов и законодательная работа
- Другие виды обзоров
- Планы на год
- Образцы документов
- Практические рекомендации
Субсидия и дотация в чем разница
Новое веб-приложение администрации Ипатовского ГО СК можно посетить по ссылке: https://ipatovo26.gosuslugi.ru
- Главная
- Район
- Информация о местности
- План развития
- История
- Географическое положение
- Устав
- Территориальная избирательная комиссия Ипатовского района
- Открытые данные
- Символика
- Паспорт района
- Дума
- Председатель Думы
- Комитеты Думы
- Аппарат Думы
- Депутаты Думы
- Документы
- Деятельность Думы
- Противодействие коррупции
- Объявления
- Информационный вестник
- Документы
- Методические материалы
- Мероприятия
- Контакты
- План мероприятий
- Архив
- Противодействие коррупции
- Кадровый резерв
- Подведомственные
- Отдел клиентского обслуживания (включая права отдела) в ГО Ипатовском
- Центр занятости
- ГИБДД
- Прокурор разъясняет
- Мировые судьи
- ТФОМССК
- ФСС
- ФССП
- МИФНС №3 по СК
- Управляющие компании
- Росреестр
- Ипатовская центральная районная больница
- МСО
- ОМВД
- Отдел ЗАГС
- МФЦ
- Положение о деятельности администрации
- Территориальные объединения собственников
- Структура
- Руководство
- Отдел организации и кадров
- Отдел по связям с общественностью
- Правовой отдел
- Архивный отдел
- Отдел сельского хозяйства
- Отдел капитального строительства
- Экономический отдел
- Отдел социального развития
- Отдел имущества
- Управление сферы образования
- Финансовое управление и контроль
- Отдел культуры и искусства
- Отдел по закупкам и снабжению
- Территориальное управление и планирование
- Комитет по развитию спорта
- Постановления и резолюции
- Распоряжения и указания
- Порядок обжалования решений
- Прочие документы
- Проекты законов в Городскую Думу
- Программа по доступному жилью
- Развитие системы образования
- Поддержка агропромышленного комплекса
- Здравоохранение и медицина
- Финансовые вопросы и бюджет
- Бюджет и планирование на среднесрочный период
- Планирование бюджета
- Среднесрочное планирование
- Принятие решений о бюджете
- Проекты решений о бюджете
- Задолженность муниципалитета
- Бюджетная классификация
- Планы мероприятий и меры поддержки
- Направления бюджетной политики
- Противодействие терроризму
- Гражданская оборона и чрезвычайные ситуации
- Жилищно-коммунальное хозяйство и улучшение территории
- Деятельность по дорогам
- Населенные пункты
- город Ипатово
- поселок Большевик
- деревня Большая Джалга
- деревня Бурукшун
- поселок Винодельненский
- деревня Д-Васильевка
- деревня Золотаревска
- деревня Кевсала
- поселок Красочный
- деревня Лесная дача
- деревня Лиман
- аул Малый Барханчак
- деревня Октябрьское
- деревня Первомайское
- поселок Советское Руно
- деревня Тахта
- Молодежная политика
- Патриотическое воспитание
- Молодежное движение
- Молодежный вестник
- Законодательство
- Документация
- Информация справочного характера
- Отчеты и объявления
- Производительность труда
- Международное сотрудничество
- Приобретайте продукцию «Ставропольское»
- Оперативное реагирование на вопросы об ОРВ и экспертизе НПА
- Осуществление мер для увеличения уровня развития экономики в УР
- Формирование социально-экономического развития
- Поддержка деятельности Совета национальной конкурентности
- Проведение инвестиционной деятельности
- Разработка стратегических планов
- Анализ и контроль потребительского рынка
- Мониторинг цен на товары и услуги
- Постоянное наблюдение и анализ
- Контроль затрат и расходов
- Развитие конкуренции на рынке
- Поддержка предпринимательства
- Помощь и консультации
- Публикации информации
- Хранение архивных данных
- Информационное обозначение
- Разработка регламентов
- Стандарты законодательства
- Предоставление электронных услуг
- Использование технологических схем
- Организация торгов
- Публикация объявлений
- Процедура приватизации
- Распоряжение муниципальным имуществом
- Доступ к документам
- Открытые вакансии
- Проверка соответствия
- Государственная служба
- Объявления
- Награды и достижения
- Новости
- Видеогалерея
- Фотогалерея
- Нормативные правовые акты и другие документы
- Федеральные
- Судебные
- Ведомственные
- Рекомендации
- Разъяснения
- Выписки из протоколов
- Бланки документов
- СПО «Справки БК»
- Состав комиссии
- Положение о комиссии
- Решения комиссии
Бюджет для граждан
Получите всеобъемлющую информацию о финансовом планировании! Познакомьтесь с буклетом «Мастерство бюджетирования» и многим другим
Проекты решений о бюджете
На этой странице представлены визуальные демонстрации основного финансового доклада района. Здесь есть, на что можно обратить внимание.
Инициативные проекты
Выноси свои предложения! Мы готовы поддержать тебя!
Информация о бюджете и его решениях
Местные инициативы
Информация о реализации проектов, осуществляемых в районе, при помощи местных инициатив, доступна здесь
Отчеты об исполнении бюджета
Ежеквартальные отчеты о выполнении районного бюджета предоставляют всеобъемлющую информацию о бюджетном процессе.
Бюджетный глоссарий
Иногда оказывается нелегко уразуметь суть в сложных связанных между собой понятиях и определениях. Настоящий раздел будет полезен вам для полного понимания.
Доходы/Расходы
Детали об поступлениях денег и о расходах в бюджете
ЕПБС «Электронный бюджет»
На
сайте «Электронного бюджета», который является единым порталом бюджетной системы РФ, представлена информация.Что такое дотации, кому и с какой целью их выдают: подробный гайд РБК
Денежные пособия, выплачиваемые из государственного бюджета, для поддержки отдельных сфер экономики, регионов, социальных программ или отдельных групп граждан можно назвать дотациями. Термин дотация имеет свое определение в законодательстве (согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ):
Дотация — это передача средств из одного бюджета в другой без определенных направлений их использования и на безвозмездной и безвозвратной основе.
Однако на деле дотации редко выделяются без каких-либо условий использования. Как правило, дотация может быть целевой (например, деньги выделяются для поддержки конкретного предприятия) или косвенной (например, для помощи определенной отрасли экономики).
Если отойти от формального языка, то дотация — это финансовые средства, передаваемые из одного бюджета в другой без обязательства возврата или назначения. Однако на практике распределением этих средств обычно занимаются исполнительные органы власти, и на самом деле эти деньги используются для целевой поддержки, такую как развитие сельского хозяйства, поддержка малого и среднего бизнеса, образование, здравоохранение, наука, культура.
Дотация — это только один из способов государственной поддержки. Существуют также субсидии, гранты, льготные кредиты и другие формы помощи.
Помимо своего юридического значения, термин «дотация» также встречается в бухгалтерском и кадровом лексиконе. В рамках трудовых отношений дотация обозначает дополнительную выплату сверх заработной платы и премий сотруднику. Например, это могут быть выплаты на проезд до места работы или на питание.
Для чего выдаются дотации: цели
Юридически все дотации направляются на поддержку бюджетной обеспеченности субъектов, то есть на обеспечение равенства граждан. Существуют несколько основных целей выделения дотаций:
- выплата долгов получателю. Например, возникает ситуация, когда регион не в состоянии выплатить свои кредиты. Часть долгов компенсируется с помощью дотаций, что снижает финансовую нагрузку на бюджет и позволяет субъекту Федерации снова выполнить свои обязательства перед гражданами;
- предотвращение банкротства. Обычно такие дотации выделяются государственно значимым предприятиям. Например, компания, которая обеспечивает регион важными товарами или услугами, может оказаться в финансовых затруднениях. В таком случае ей могут выделить безвозмездные дотации и финансовую поддержку для поддержания ее бизнеса;
- Регулирование стоимости товаров, обычно касается товаров социальной значимости. Из бюджета выделяются средства определенным предприятиям, которые в свою очередь временно удерживают цены на уровне себестоимости или ниже;
- Финансовая поддержка отраслей производства. Социально значимым отраслям выделяются дотации. Например, в 2023 году только на поддержку сельскохозяйственного производства было запланировано более ₽26 млрд;
- Поддержка малообеспеченных слоев населения. Имеются в виду косвенные дотации. Суть в том, что средства не направляются напрямую населению, а выделяются организациям, которые могут предоставить льготы или иным образом помочь нуждающимся гражданам. Например, перераспределение дотаций в форме льгот или субсидий в сфере ЖКХ.
Фото: Shutterstock
Суть отличия дотаций от субсидий
Субсидии – это выделяемые из бюджетов различных уровней средства, направленные на поддержку получателя с определенной целью. Межбюджетные трансферты могут быть предоставлены в качестве субсидий, позволяя властям выполнить конкретные обязательства (например, модернизацию системы здравоохранения в регионе). Также субсидии могут быть вложены в определенный фонд, который в дальнейшем будет распределять средства между нуждающимися.
В чем основные различия между дотациями и субсидиями:
- Целевой характер – дотация является более специфичным видом выплаты и может быть предоставлена для реализации конкретного проекта. Например, субсидия может быть выделена для софинансирования рабочего места.
- Софинансирование – это необязательное, но часто используемое условие при предоставлении субсидий. Получатель субсидии может использовать ее, при условии, что также внесет собственные средства.
Если у предпринимателя или учредителя ООО возраст меньше 25 лет, то возможно получение субсидии на развитие бизнеса в размере не менее 100 тыс. рублей. Для этого требуется представить бизнес-план на проект и профинансировать его собственными средствами — вложить не менее 25% от стоимости проекта.
В отличие от кредита или рассрочки, субсидию не требуется возвращать, а также нет процентов за обслуживание финансовой помощи.
Чем дотации отличаются от субвенций
Субсидирование представляет собой передачу финансовых средств из федерального бюджета в региональные бюджеты с целью выполнения определенных расходных обязательств. Другими словами, федеральные органы власти предоставляют регионам ресурсы, которые должны быть использованы для осуществления полномочий и поручений.
В отличие от субсидирования, субвенции имеют конкретные назначения, и власти регионов не могут расходовать эти средства по своему усмотрению. Например, в 2025 году предусмотрены субвенции на модернизацию объектов здравоохранения — Башкортостан получит ₽2,6 млрд, а Якутия — ₽2,2 млрд.
Виды и примеры дотаций
Даем описание разнообразных видов дотаций в широком понимании этого термина.
Такую форму поддержки можно назвать дотациями, которые направлены на сокращение разрыва между доходами и расходами бюджета субъектов Российской Федерации. Проще говоря, определенные регионы получают финансовую помощь из федерального бюджета, которая не требует возврата. Это позволяет избежать ситуации, когда расходы региона значительно превышают его доходы, и регион вынуждены брать кредиты с риском банкротства.
Фото: Shutterstock
Финансовая помощь предприятиям
В рамках поддержки предприятий, как и в случае с населением, осуществляется финансовая помощь, которая предоставляется в форме дотаций. Сначала регионы получают дотации, а затем они разрабатывают программы и выделяют деньги на конкретные цели в виде льгот или субсидий. Однако под термином «дотации» понимается любая форма поддержки, на которую можно получить финансирование из бюджета.
К примеру, в 2023 году была предоставлена финансовая помощь туристической отрасли — 44 субъекта получили ₽3,1 млрд для развития туристической инфраструктуры, включая создание и развитие пляжей и национальных туристических маршрутов.
Возьмем другой пример – субсидии от местных властей с целью поддержки социального предпринимательства. В каждом регионе предусмотрены свои условия, обычно это субсидия на сумму до ₽1 млн (к примеру, в Волгоградской области возможно получить до ₽500 тыс.). Также имеется возможность получить финансирование на проекты в области животноводства и переработки, рыбоводства, а также сыроделия, виноделия, пчеловодства и плодоводства – до ₽10 млн для каждого предприятия.
Дотации гражданам
Деньговую поддержку гражданам в виде дотаций можно определить как помощь, предоставляемую организациями. Например, в рабочем договоре может быть прописано выделение средств на оплату проезда или материальную помощь в сложной жизненной ситуации.
В остальных случаях использование термина «дотации» для описания государственной поддержки не всегда является точным, так как она может быть представлена в виде льгот или субсидий (в денежной или материальной форме), а не дотаций. Однако в повседневной речи это слово используется для обозначения помощи в денежной форме из федерального, регионального или муниципального бюджета. Среди распространенных мер:
- оплата лекарств и предоставление квот на лечение как в государственных, так и в частных учреждениях;
- транспортная поддержка — например, возможность приобрести льготный проездной билет. В таком случае разницу между льготной и фактической стоимостью билета оплачивают из бюджета;
- Бюджет и планирование на среднесрочный период