Гражданскую ответственность оценят с помощью камер

До 1 ноября МВД, Центробанк и Минфин примут решение о начале проверок с использованием камер МТIX и разошлют уведомления автовладельцам через портал «Госуслуги». Штрафы пока перечисляться не будут. Использование камер для проверки ОСАГО планируется уже более десяти лет. С 1 марта 2025 года ГИБДД перестанет проверять ОСАГО при регистрации автомобиля, и представители страхового рынка опасаются, что у водителей станет еще меньше договоров гражданской ответственности за свои транспортные средства. Между тем, по оценкам Ассоциации автостраховщиков России, до 3,6 миллиона россиян до сих пор ездят без страховки.

Чтобы запустить автоматический контроль полисов ОСАГО через камеры, необходимо заполнить «веб» систему МВД

До начала автоматической проверки полисов ОСАГО с помощью камер необходимо завершить создание «веб-системы» МВД.

Фото: Глеб Шеркнов, Коммерсантъ

В понедельник некоторые СМИ сообщили о решении правительства начать с 1 марта 2025 года эксперимент по проверке полисов ОСАГО с помощью дорожных камер и последующей рассылке уведомлений (пока без штрафов) через «Госуслуги» владельцам автомобилей, управляющим ими без полиса ОСАГО. Пилотная программа обсуждалась на совещании у главы представительства правительства РФ Алексея Уверова с участием представителей МВД, Центробанка, Минтранса, Минюста и страховых компаний. О ходе мероприятия стало известно ‘Коммерсанту’.

В настоящее время наличие или отсутствие у водителя полиса ОСАГО проверяют инспекторы ГИБДД, а штраф за его отсутствие составляет 800 рублей. В 2023 году было вынесено более 2 миллионов таких постановлений. Создание этой системы обсуждается уже более десяти лет. Коммерсантъ» неоднократно сообщал, что сценарий запуска проверок обсуждался на различных площадках.

По оценкам Российского союза автостраховщиков, 7-10% российских водителей, или 2,5-3,6 млн человек, ездят без страховки гражданской ответственности. В случае аварии пострадавшему приходится требовать компенсации через суд.

В последние месяцы страховщики активизировали работу по запуску автоматизированных систем контроля ОСАГО. Дело в том, что с 1 марта 2025 года система больше не будет контролировать движение при сортировке транспортных средств (соответствующее законодательство уже вышло). Это означает, что данный инструмент управления страхованием КТЭО больше не будет доступен. Ранее «Коммерсантъ» сообщал, что участники страхового рынка сопротивлялись этому решению, но не смогли остановить принятие поправок. В марте 2023 года глава Государственной консульской комиссии по финансовым рынкам Анатолий Акков призвал правительство ускорить подключение дорожных камер и контроль ОСАГО.

Между тем, как стало известно «Коммерсанту», на пути к завершению строительства системы стоят серьезные препятствия.

Так, делегаты от транспорта на заседаниях правительства сообщали о серьезных проблемах с доступностью договоров для граждан. Например, в некоторых регионах велосипедистам сложно получить полис ОСАГО. Полиция также указывает на недостатки «Реестра ОСАГО», в частности на «неполноту информации». По данным «Коммерсанта», некоторые подразделения ГИБДД ранее сталкивались с ошибками при проверке автомобилей. Он напомнил, что об этой причине Министерство внутренних дел неоднократно сообщало в предыдущие годы. С 1 октября 2024 года все данные о полисах будут храниться в Национальной информационной системе страхования (НИСИС), которую курирует Центробанк (ранее хранились в АИС «Осаго» РСА). Приоритетом системы является «чистота» данных, сообщили вчера «Ъ» в НСИС.

Кроме того, необходимо достроить «веб-систему» контроля через камеры МВД, которая должна иметь возможность обмениваться данными с НСИС, а НСИС должна иметь возможность обеспечить «веб-систему» контроля данных. Условия для модернизации давно готовы, но, по данным «Коммерсанта», конкурс на рассмотрение еще не завершен по причинам, не контролируемым ГИБДД.

Советуем прочитать:  Порядок увольнения иностранного гражданина в России

Как в Госдуме просили ускорить внедрение автоматического контроля за «автогражданкой»

Вводить штрафы за отсутствие ОСАГО с помощью камер преждевременно, и участники договорились встретиться в правительстве. Вопрос необходимо «проработать» до 1 ноября 2024 года. Вопрос касается Центрального банка, Министерства финансов и Министерства внутренних дел.

Напомним, что подобный эксперимент уже проводился в Москве в 2019 году. Тогда в течение двух месяцев адресатам было разослано 11 000 подобных уведомлений, но ни один «ГосУслуг» не принял в нем участия. Вчера представитель Министерства цифровых технологий сообщил, что в настоящее время не существует «нормативного документа», разрешающего проведение новой пилотной программы. В министерстве не уточнили, о каком документе идет речь.

Этот эксперимент даст четкий анализ реального количества людей, застрахованных по полису ОСАГО, сказал вчера Рами: если количество водителей с неверными предупреждениями в договоре начнет снижаться, можно будет начать выписывать штрафы. Поэтому необходим административный кодекс, специально предусматривающий «штрафы не более одного дня в день» за отсутствие договора. Эта поправка уже подготовлена Анатолием Аксаковым и стала причиной совещания в правительстве.

Совет федерации одобрит закон о лишении водительских прав за сокрытие номерных знаков

Комитет СФ по конституционному законодательству и государственному строительству рекомендовал вчера, на пленарном заседании 9 октября, одобрить поправку правительства «о скрытии или снятии регистрационных знаков». Это специальные рамки, которые поворачивают знак при проезде под камерой (управляется с помощью пульта возле кабины). Согласно поправке, полиция будет изымать устройство при обнаружении правонарушения.

Рамки используются для того, чтобы избежать штрафов по принципу «письма счастья» и сэкономить деньги при проезде по платным дорогам, где действует система бесплатного движения без препятствий «free flow» (ЦКАД, М-12). Использование таких устройств грозит штрафом в размере 5 000 рублей или лишением прав на срок до трех месяцев, но отдельной конфигурации конкретных правонарушений в административном кодексе нет. Существующие санкции не останавливают нарушителей, поясняли ранее в Министерстве внутренних дел.

Законопроект был внесен в Государственную палату депутатов в мае 2024 года и принят 1 октября.

    Увидеть страховку. Дорожные камеры начали ловить водителей без ОСАГО

    Система контроля ОСАГО работает в связке с существующим комплексом мониторинга дорог. Электронная система считывает номерные знаки автомобилей с помощью стационарных камер контроля скорости и показывает страховку ОСАГО и срок ее действия, который можно оперативно контролировать по базе данных.

    Делается это следующим образом: 15 000 камер передают данные в общую базу данных дорожного движения, после чего информация передается через сервисы Центра организации дорожного движения Процессингового центра АИС РСА (РСА). Зарегистрированный страховой полис ОСАГО. Эти данные обрабатываются, информация возвращается в Центр организации дорожного движения, где принимается решение о направлении претензии владельцу транспортного средства.

    В течение года были адаптированы и приспособлены сложные системы, которые работают уже три месяца. За это время были продиагностированы десятки миллионов автомобилей и выявлено более 700 000 нарушителей закона об ответственности перед третьими лицами. Из этого числа было отобрано около 5 000 человек. Именно они получат первое письмо с требованием немедленно оформить подлинный договор ОСАГО.

    О том, как будет работать система в дальнейшем, и можно ли ее скрыть, рассказал президент Российской ассоциации страхования (РСА) Игорь Юргенс:

    Советуем прочитать:  Орден за мужество - отличительная награда за подвиги

    «Насколько нам известно, информационные письма с данными об ОСАГО рассылаются не в АИС Рами, а автовладельцам. Эти письма рассылаются центральным департаментом безопасности дорожного движения. Штрафы за эти письма не взимаются. В настоящее время они носят исключительно информационный характер. Безусловно, потребуется некоторое время, чтобы система заработала в полную силу.

    После завершения проекта в Москве он будет постепенно распространяться по области. В настоящее время чистота базы данных очень высока, и вероятность неправильной регистрации не превышает 1 %. Однако если водитель, купивший полис ОСАГО, получит письмо от «Рами» о том, что полис отсутствует в базе данных «Рами», ему следует обратиться в «Рами» по телефону или в страховую компанию, у которой он приобрел полис. .

    К сожалению, компания Rami должна признать, что многие автовладельцы приобрели поддельные полисы, данные о которых отсутствуют в базе данных Rami, что подтверждается последующими проверками. Поэтому автовладельцев призывают быть внимательными при покупке полисов ОСАГО и проверять порядок и количество полисов с помощью специального онлайн-сервиса Rami. При покупке полиса через посредника важно убедиться, что продавец является законным представителем страховой компании.

    Вождение без страховки наказывается штрафом. Статья 12.37 Закона об административных правонарушениях (КоАП РФ) гласит: «Наказание за вождение без страховки — штраф до 1 рубля». Такое же наказание требуется, если водитель, сидящий за рулем, не вписан в страховой полис.

    Однако система, работающая в тестовом режиме, такого нарушения не показывает. Она не знает, какой водитель сидит за рулем и вписан ли он в страховой полис КТЭО.

    Та же статья 12.37 КоАП РФ предусматривает совершенно иное наказание, если договор отсутствует или срок его действия истек.

    ‘В соответствии с требованиями федерального закона обязанность гарантировать гражданскую ответственность, а если эта обязанность заведомо отсутствует, то эксплуатация транспортного средства влечет наложение административного штрафа на владельца транспортного средства в размере 800 рублей за ее невыполнение’. Именно такой штраф приходит водителю с камеры ОСАГО, если страховка не оформлена вовремя.

    Смотрите также:

      Проверка ОСАГО по камерам: с какими неприятными сюрпризами столкнутся миллионы водителей

      В России начинают контролировать наличие полиса ОСАГО с помощью дорожных камер. Водители, не имеющие страхового полиса, получают предупреждение через Госуслуги. Первоначально санкции не применяются. Штрафы начинают начисляться через 12 месяцев после начала эксперимента, но штрафы могут быть снижены. О том, как работает новая система, какие неприятные сюрпризы она может принести и как с ними правильно бороться, рассказывает «Автовзгляд».

      Изображение проверки полиса ОСАГО.

      Идея штрафовать российских водителей, не имеющих полиса ОСАГО, обсуждалась несколько лет назад. Несколько лет назад в стране была успешно «обкатана» карантинная система (которая использовалась для контроля обязательного лицензирования во время пандемии «Коронаи»). Сразу реализовать идею не удалось по ряду причин. Например, одной из проблем было отсутствие синхронизации между базой данных ОСАГО и дорожными ресурсами.

      В конце концов, этот и другие нюансы были устранены, и власти объявили об эксперименте по началу фиксации автомобилей без действующего договора ОСАГО в автоматическом режиме с 1 марта 2025 года. Картинки будут удаляться, в противном случае на следующий день снова будет отправлен запрос в информационную систему. Если договор оформлен в печатном виде, он попадает в ворота с задержкой.

      Советуем прочитать:  Как вернуть gap страхование по автокредиту

      Если после двух обращений полис ОСАГО не найден, водитель получает предупреждение от «Госуслуг». Штрафа (800 рублей, в соответствии с частью 2 статьи 12.37 КоАП РФ) пока нет: наказание накладывается только через год после начала эксперимента. Страховые компании уточняют, что срок тестовой функции может быть сокращен, если сервис работает исправно. Это означает, что «письмо счастья» будет отправлено раньше марта 2026 года.

      Фото: globallokpress. com.

      Эксперты оценивают нововведение практически положительно. В то же время они отмечают, что отвечать требованиям системы «летающих» «Госуслуг» не только можно, но и даже нужно.

      Юридический лайфхак: как заставить страховщика ОСАГО оплатить ремонт машины по рыночным ценам

      Суды увеличивают стоимость восстановления автомобиля после ДТП

      — Если вы получили уведомление «Госуслуг» об отсутствии страхового полиса, но уверены, что все в порядке, обязательно подайте апелляцию. Это можно сделать в тех же воротах — нужно приложить фотографию ОСАГО, на которую возлагается ответственность, — объясняет Петр Шкуматов, руководитель группы ОНФ «Защита права на управление».

      Другой вопрос, насколько жалобы обоснованы. Ежегодно по российским дорогам передвигается около 4, 4 миллиона транспортных средств. Причем речь идет именно о движущемся транспорте, а не о припаркованном в гаражах или на каких-либо стоянках. При этом, по данным Рами, в 2023 году было выдано около 4, 1,5 млн полисов ОСАГО. Иными словами, около 2,5 миллионов сограждан фактически используют свои автомобили без обязательной страховки.

      Снимок: nsis.ru

      И важно понимать, что не все из этих 2,5 миллионов злостных нарушителей намеренно не знают о системе ОСАГО. Многие водители имеют документы, относящиеся к этому документу, и даже не подозревают, что фактически ездят без полиса. И для них предупреждение «Госуслуги» становится настоящим сюрпризом.

      Автоподставщики изобрели циничный способ обмана водителей в больших городах

      Автовзгляд»: эксперты рассказали о новом виде автомобильного мошенничества

      — Дело в том, что около 40 % оформленных полисов ОСАГО продают страховые агенты. И, к сожалению, они не во всех своих действиях работают честно. Иногда такие посредники предлагают покупателям существенные скидки, а то и вовсе завышают реальную стоимость договора. Уловка заключается, например, в том, что документы, оформленные на Range Rover, на самом деле выдаются на совершенно другой автомобиль. Какой-нибудь мотоцикл «Иж-Юпитер», — объясняет Шкуматов.

      Другие агенты получают деньги «ни за что» и предоставляют автовладельцам поддельные анкеты. Именно поэтому очень важно проверять автомобили в базе данных после сортировки, а также гарантировать надежность и известность компаний. Напомним, что раньше это можно было сделать у ворот Lami, а с недавних пор — на официальном сайте Национальной страховой информационной системы. Для этого не требуется регистрационное удостоверение и номер договора. Достаточно ввести VIN-номер или VIN-код автомобиля.

      «Стекловата»: как перекупщики на раз обманывают покупателей подержанных машин

      Некоторое время назад уже не было надежного способа контролировать подержанный автомобиль и участвовать в ДТП

      Подпишитесь на канал «Автовзгляд

      Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
      Добавить комментарий

      ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

      Adblock
      detector