Закон о конфиденциальной информации — это нормативный акт, регулирующий обработку конфиденциальной информации. Он определяет правила регулирования, хранения, использования и передачи конфиденциальных данных, а также ответственность за их нарушение. Закон направлен на защиту прав и интересов граждан и организаций и обеспечение безопасности данных.
63-ФЗ «Об электронной подписи»
Основные цели и принципы ФЗ «Об электронной подписи»:
- Устанавливает правовые основы использования и передачи информации с использованием электронных подписей.
- Проверяет составление и целостность электронных документов,
- обеспечивает конфиденциальность информации, передаваемой по электронным каналам связи; и
- обеспечение возможности юридического признания электронных документов и электронных подписей,
- Содействует развитию электронной коммерции и информационного общества.
Основные положения ФЗ «Об электронной подписи»:
- Электронная подпись — это конкретные данные в электронной форме, прилагаемые к электронному документу и позволяющие идентифицировать отправителя.
- Электронные документы с электронными подписями имеют юридическую силу и признаются в качестве доказательства в суде.
- Электронные подписи могут быть созданы с помощью авторизованного средства электронной подписи.
- Средство электронной подписи — это программное обеспечение или аппаратное устройство, предназначенное для создания и проверки электронных подписей и имеющее сертификат, выданный аккредитованным центром сертификации.
- Самостоятельное использование электронных подписей регулируется соглашением между участниками.
Применение электронной подписи:
63-ФЗ «Об электронной подписи» регулирует использование электронной подписи в различных сферах.
- Направления.
- Электронная коммерция и электронные платежи,
- обмен электронными документами в судопроизводстве,,
- онлайн-госуслуги и электронное голосование; и
- автоматизация и обеспечение безопасности информации о бизнес-процессах.
Ответственность за нарушение закона:
Федеральный закон «Об электронной подписи» предусматривает ответственность за незаконное использование электронной подписи, изменение или фальсификацию электронных документов, подписанных электронной подписью, и нарушение правил использования авторизованных средств электронной подписи. Наличие соответствующих средств электронной подписи для обеспечения безопасности и подтверждения юридической значимости электронных документов является важным элементом современных информационных объединений и электронных юридических продаж.
Примечание: Данный текст носит информационный характер и не является юридической консультацией. За конкретной информацией и советами рекомендуется обращаться к специалисту-юристу.
187-ФЗ «О безопасности критической информационной инфраструктуры Российской Федерации»
Основные положения закона:
- Установите понятие «критическая информационная инфраструктура» и определите ее категории,
- определить требования к безопасности и защите критической информационной инфраструктуры; и
- определить процедуры определения статуса критической информационной инфраструктуры,
- определяют обязанности субъектов инфраструктуры, необходимые для обеспечения безопасности и защиты критической информационной инфраструктуры
- организовать межведомственное взаимодействие в целях обеспечения безопасности критической информационной инфраструктуры
- внедрить механизмы ответственности за нарушение требований безопасности критических информационных инфраструктур.
Критическая информационная инфраструктура:
Критическая информационная инфраструктура — это совокупность информационных систем и объектов, использование, повреждение или уничтожение которых может иметь негативные последствия для обеспечения обороны, безопасности и социально-экономического развития Российской Федерации.
Закон определяет четыре категории критической информационной инфраструктуры
Категория | Объекты |
---|---|
Начало | Информатика и энергетические установки, включая электросети и атомные электростанции. |
Вторая. | Телекоммуникационные установки, включая телекоммуникационные системы, и ИТ-заводы, эксплуатирующие телекоммуникационные системы. |
Вторник. | Транспортные сооружения, включая автомобильные, железные и плавучие дороги, и объекты, осуществляющие эксплуатацию транспортных систем. |
Квартал. | Объекты в области страхования, медицины, финансовых систем, государственного и муниципального управления, науки, образования, культуры, информационного обеспечения государственных и муниципальных услуг, а также ИТ-объекты, обслуживающие указанные сферы деятельности. |
Требования к безопасности и защите:
Инфраструктурные органы критической инфраструктуры должны
- разрабатывать и применять меры по защите информации,
- обеспечивать функционирование критических информационных систем и объектов инфраструктуры в условиях безопасности; и
- участвовать в мероприятиях по обеспечению безопасности критической информационной инфраструктуры,
- Уведомлять компетентные органы об угрозах и инцидентах безопасности.
Ответственность:
Закон предусматривает административную, гражданскую и уголовную ответственность за нарушение требований безопасности критической информационной инфраструктуры. За некоторые нарушения могут быть наложены штрафы, а если нарушение повлекло за собой серьезные последствия, может быть применено уголовное наказание.
152-ФЗ «О персональных данных»
Основные положения закона
- Закон устанавливает требования к процессу сбора и обработки персональных данных и меры по обеспечению их безопасности.
- Он определяет обязанности организаций и государственных органов при обработке персональных данных.
- Он устанавливает право граждан на защиту и контроль над использованием их персональных данных.
- Он устанавливает ответственность за нарушение правил обработки персональных данных.
Определения и термины
Закон вводит ряд ключевых определений, которые являются основой для понимания его положений.
- Персональные данные — любая информация о конкретном или идентифицируемом физическом лице (гражданине).
- Субъект персональных данных — физическое лицо, которому принадлежат персональные данные.
- Контролер — организация или орган государственной власти, осуществляющий обработку персональных данных.
- Обработка персональных данных — сбор, запись, систематизация, накопление, хранение, уточнение, экспорт, использование и распространение персональных данных.
Обязанности операторов
Контролер персональных данных должен соблюдать следующие особые требования
- Сбор и обработка персональных данных должны осуществляться только на законной и справедливой основе с согласия субъекта данных.
- Предприятия должны принимать меры для обеспечения безопасности и защиты персональных данных.
- Субъект персональных данных имеет право на доступ к своим данным и возможность их изменения или удаления.
- Предприятия обязаны информировать население о целях и способах обработки и использования их персональных данных.
Ответственность за нарушение закона
Нарушение требований закона может повлечь за собой следующие виды юридической ответственности
- Операторы, нарушившие закон, могут быть оштрафованы или лишены лицензии на обработку персональных данных.
- Граждане имеют право защищать свои права в суде, в том числе требовать компенсации.
Закон № 152-ФЗ «О персональных данных» является важной правовой основой для обеспечения конфиденциальности и безопасности персональных данных в России. Он защищает права граждан и устанавливает ответственность за нарушение правил обработки персональных данных.
149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».
Основные принципы закона 149-ФЗ
- Особое внимание в законе уделено защите государственной и коммерческой тайны, а также персональных данных граждан.
- Устанавливает требования к организациям по обеспечению безопасности информации, включая обязанность создания системы защиты информации.
- Закон регулирует ответственность за несанкционированный доступ к информации, хищение конфиденциальных данных и их незаконное распространение.
- 149-ФЗ также регулирует использование шифровальных средств для защиты информации.
Обязанности организаций по защите информации
Закон обязывает организации принимать меры по обеспечению информационной безопасности, в том числе
- разработка политики информационной безопасности,
- создание системы защиты информации, включающей физические, технические и программные средства; а также
- организацию контроля доступа к информации и установление правил работы с ней; и
- регулярные проверки и контроль системы защиты информации,
- ознакомление работников с правилами защиты и ответственностью за их нарушение,
Ответственность за нарушение закона
149-ФЗ устанавливает ответственность за нарушение принципов конфиденциальности и защиты информации. К ним относятся:
- Несанкционированный доступ к информации,
- хищение конфиденциальных данных; и
- незаконное распространение информации; и
- выполнение обязательств по защите информации,
Криптографические средства защиты информации
149-ФЗ предусматривает использование шифровальных средств для защиты информации. 149-ФЗ предусматривает использование мер шифрования для защиты конфиденциальности и целостности передаваемых данных, а также для проверки подлинности отправителя.
Основные положения закона определяют понятия коммерческой тайны, права собственности, раскрытия и защиты. Законом предусмотрена ответственность за нарушение конфиденциальности, в том числе уголовная ответственность в случае умышленной фальсификации или завладения конфиденциальной информацией.
Закон 98-ФЗ создает условия для коммерческого развития и инноваций. Предпринимателям выгоднее вкладывать средства в исследования, разработки и новые технологии без риска разглашения коммерческой тайны.
Защита коммерческой тайны стала важным инструментом поддержки инноваций и экономического роста. Она способствует привлечению инвестиций и повышению конкурентоспособности российских компаний на мировом рынке.