1. в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, разглашение сведений, отнесенных к элементам муниципальной тайны, лицом по службе, работе или учебе либо лицом, которому эти сведения предоставлены или стали известны, если эти сведения стали достоянием другого лица, при отсутствии признаков преступления, предусмотренного примечаниями 275 и 276 настоящего Кодекса (с изменениями и дополнениями) 1. при отсутствии ареста на срок от четырех до шести месяцев или возможного лишения свободы на срок до четырех лет с лишением права брать в кредит определенные товары 2. аналогичные действия, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия (в редакции Федерального закона № 92 ФЗ от 25 июня 1998 года) — аналогичные действия, повлекшие по неосторожности тяжкие последствия (в редакции Федерального закона № 92 ФЗ от 25 июня 1998 года).
Раскрытие информации, особенно в контексте элементов муниципальной тайны, идет по траектории признания того, что разглашение такой информации незаконно и, как следствие, информация становится достоянием других лиц.
Под третьими лицами понимаются лица, не имеющие доступа или разрешения на доступ к государственной тайне, либо имеющие доступ или разрешение, но не имеющие доступа к информации, разглашенной нарушителем.
Состав разглашения завершается стадией, на которой элементы муниципальной тайны становятся известны другим лицам.
В случае признания лица виновным на основании протокола необходимо выяснить, какие из разглашенных сведений составляют муниципальную тайну и каким образом они были разглашены, и дать показания (Определение Верховного Суда РФ № 31-001-65 [1]).
3. обязанность раскрытия является особой и возлагается только на лиц, достигших 16 лет, которым доверена тайна или которые узнали о ней по службе, работе, в ходе исследований или иным образом.
Лицо, которому доверен секрет, считается лицензированным лицом и имеет доступ к государственной тайне.
Допуск подразумевает заведомо оформленное право хозяина на доступ к информации, то есть к элементам муниципальной тайны.
Под доступом понимается систематическое предоставление информации, т. е. элементов муниципальной тайны, конкретному лицу уполномоченным должностным лицом.
К правонарушителям относятся лица, которым заведомо не были доверены секреты, но которые стали известны в силу рода деятельности, услуг или особенностей своей работы (охранники, курьеры, водители, служащие закрытых объектов).
4. преступления, указанные в ч. 1 Пояснений, совершаются при любой форме вины. Отношение к тяжким последствиям, описанное в ч. 2 Пояснения, можно охарактеризовать только как неосторожное.
Если преступление совершается с прямым умыслом, его следует отличать от государственной измены в форме разглашения государственной тайны или шпионажа. Различие основано на содержании умысла и направленности на достижение иной цели.
При совершении государственной измены или шпионажа преступник осознает, что передает сведения иностранному государству, иностранной организации или их сторонникам и желает передать государственную тайну указанному адресату для осуществления наступательных действий, подрывающих внешнюю безопасность Российской Федерации.
При разглашении тайны виновный осознает, что передает информацию другому лицу (не иностранному государству, организации или ее стороннику). Если виновный по существу передал тайну указанному адресату, но не понял ее лично и не имел возможности оценить характер адресата, он подлежит ответственности за разглашение тайны, а не за государственную измену.
Например, С. знал, что, учитывая важные документы, регулирующие вопросы защиты государственной тайны, С-ов и Ш., не имевшие надлежащих полномочий на работу с секретными документами, не обязаны знать «частный замысел командира», на который был наложен гриф «секретно», но допустил такой результат, несмотря на странное действие закона Учитывая, что в поведении С. было скрытое намерение разгласить сведения, составляющие государственную тайну, лицу, которому была поручена работа, суд справедливо заключил, что признаков государственной измены не было [2].
5. Примечание 2 разъясняет ответственность за разглашение государственной тайны, если халатность привела к тяжким последствиям. Тяжесть последствий определяется органом расследования и судом на основании фактов, связанных с совершением преступления (например, важность раскрытой информации, адресат, которому эта информация была раскрыта, использование этой информации адресатом, ущерб, причиненный разглашением).
Намерение достичь результата предполагает квалификацию деяния как серии преступных действий.
6. примечание Деяния, указанные в ч. 1, относятся к преступлениям средней тяжести, а в ч. 2 — к тяжким преступлениям.