Вождение автомобиля через сплошную линию дорожной разметки является нарушением Правил дорожного движения. В случае такого преступления водителю грозит административное наказание. Важно отметить, что законодательство не делает различий между двойной и одинарной сплошной полосой.
В соответствии с принятыми нормативно-правовыми актами, наказание за преодоление любой из указанных разметок будет одинаковым.
Виды сплошных линий
На асфальтовом покрытии встречаются различные типы линий, которые используются для обозначения элементов дорожного движения. Они играют важную роль в выявлении и оценке правонарушений.
По типу разметки
В соответствии с ГОСТом 51256-2011 и требованиями ПДД, сплошные полосы дорожной разметки подразделяются на несколько видов:
- Непрерывная полоса 1.1 – используется в качестве границы между участками движения в разных направлениях на дороге с двумя полосами;
- Двойная сплошная линия 1.3 – наносится на дороги с четырьмя полосами для движения, а также на трассы с двумя и тремя полосами шириной одного участка более 3,75 м;
- Разделительная линия – имеет сходство с разметкой 1.3, однако разделительные полосы значительно шире;
- Разметка на парковках внешне похожа на разметку 1.3, однако в правовом аспекте с ней никак не связана.
Пересечение любой сплошной разметки (кроме парковочной) является нарушением закона и влечет за собой административное наказание.
В согласии с пунктами 12.15 и 12.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации штраф за нарушение правил пересечения сплошной линии может варьироваться от 1000 до 5000 рублей. В том же законодательном акте допускается применение меры лишения права управления транспортным средством на срок от 4 до 6 месяцев в качестве наказания.
По времени действия
Дорожная маркировка бывает разной:
- Постоянная – может быть белого или желтого цвета;
- Временная – она наносится оранжевой краской.
Временная маркировка устанавливается на участках дороги, где по каким-либо причинам движение вдоль постоянных линий может быть затруднено (например, в случае ремонтных работ или ДТП).
Наказание за нарушение сплошной разметки может различаться в зависимости от обстоятельств происшествия. При составлении протокола дорожно-патрульным инспектором необходимо изучить все подробности происшедшего.
Установленные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях статьи регулируют ответственность за подобные нарушения.
Например, если водитель осуществляет обгон с пересечением сплошной линии, на него может быть наложена административная гражданская или административная административная мера.
Поворот налево или разворот на сплошной линии также влечет за собой определенные взыскания, предусмотренные законодательством.
Перемещение по встречной полосе перед поворотом налево можно рассматривать как особо опасное нарушение и возможно влечь за собой взыскания в виде штрафа или временного лишения прав.
Нарушение, заключающееся в наезде на сплошную линию одним колесом, также подлежит административной ответственности.
Как показывает таблица выше, наказания за нарушение сплошной разметки различаются в зависимости от причин, вызвавших нарушение. Чтобы быть в курсе того, какое наказание может ожидать водителя при остановке сотрудником ГИБДД, необходимо более подробно изучить возможные обстоятельства происшествия.
Обгон
Нарушение правил дорожного движения, когда автомобиль обгоняет другие автомобили, двигающиеся в том же направлении, и пересекает непрерывную линию, регулируется статьей 12.15 часть 3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. За такое нарушение водитель может быть лишен права управления транспортным средством.
Если это правонарушение совершается впервые и не приводит к возникновению аварийной ситуации, то есть высокая вероятность того, что водитель получит наказание в виде штрафа. Если нарушение дорожных правил, связанное с пересеканием непрерывной линии, фиксируется на фото/видеокамеру, то применяется статья 12.15 часть 5, санкции которой ограничиваются штрафом. Лишение водительских прав возможно только при остановке инспектором Государственной автомобильной инспекции (ГАИ).
Объезд пробки (препятствия)
В соответствии с Правилами дорожного движения, если на участке дороги есть сплошная разметка и отсутствуют временные указатели, разрешающие объезд по встречной полосе, водитель обязан объехать препятствие с правой стороны, а не по обочине. Если возможность объезда справа отсутствует, то водителю следует устранить причину остановки. Если он не может сделать это самостоятельно, то он должен сообщить о произошедшем ДПС или дорожной службе и ожидать их прибытия.
По правилам, движение в такой ситуации можно продолжать только после устранения неподвижного объекта.
Это нарушение также предусмотрено частью 3 статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации и подразумевает наложение штрафа в размере 1000-1500 рублей.
На практике водители нарушают ПДД, когда обгоняют неподвижные объекты слева. Если невозможно обогнать справа, многие инспекторы ГАИ предупреждают водителя без наложения штрафа. Чтобы избежать наказания, нужно пропустить весь встречный транспорт и только после этого обогнуть.
Согласно ПДД, пробка или автомобиль, стоящий на дороге, не является препятствием. Обгон по встречной полосе в таких случаях наказывается штрафом в 5000 рублей или лишением водительских прав.
Движение по встречной полосе перед поворотом налево
В случае, когда водитель, намереваясь выполнить левый поворот, пересекает две сплошные полосы или проезжает даже 1 метр по встречной полосе до осуществления маневра, он подвергается наказанию согласно третьей части статьи 12.15 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Как уже указывалось, наказание за такое правонарушение может вплоть до лишения водительского удостоверения.
Наиболее часто нарушение, связанное с выездом одним колесом на разметку, происходит при осуществлении поворота или при управлении крупногабаритным транспортным средством. В данном случае также совершается правонарушение, но оно регламентируется статьей 12.16.1, за что водитель подлежит штрафу в размере 500 рублей.
Когда речь идет о подобной ситуации, нет необходимости обращаться к статье 12.15, поскольку полосы разметки не предназначены для движения в обратном направлении.
Поворот и разворот через сплошную линию
Нарушение правил вождения, связанное с разворотом через сплошную разметку (аналогично повороту), подлежит наказанию в соответствии с пунктом 2 статьи 12.16. Водитель обязан достичь места, где прерывается линия, и только там выполнить маневр.
Нарушение данного правила чаще всего происходит при выезде с территории частного двора на общедоступную дорогу. Водитель сразу же поворачивает налево, вопреки правилам, которые предписывают ему сначала повернуть направо, достичь места с прерывистой разметкой и только там развернуться для продолжения движения в противоположном направлении.
Повторное нарушение правил
Если нарушение повторяется в течение 1-го года после составления первого протокола, то оно считается повторным. Если водитель обгоняет другие транспортные средства или едет по встречной полосе движения в такой ситуации, он будет лишен водительского удостоверения на 1 год.
Другие нарушения, связанные с переездом сплошной линии разметки, будут наказываться таким же образом, как и в первый раз.
В законе есть случаи, когда разрешается пересечение непрерывной полосы. Один из них был описан ранее — обход препятствия. Есть и другие обстоятельства, которые позволяют перейти на встречную полосу:
- Если обгон начался на участке дороги с прерывистой разметкой. Согласно ПДД пункт 11.4, обгон должен быть завершен в любом случае, поэтому переход через сплошную разметку в этой ситуации не влечет наказания. Однако на практике водителю часто требуется предоставить доказательства начала обгона в соответствующем месте (запись с видеорегистратора);
- Если установлены временные дорожные знаки, разрешающие движение на встречной полосе. В соответствии с ПДД они имеют приоритет;
- Для предотвращения возникновения аварийных ситуаций необходимо учитывать сплошную разметку на дороге. В случае обсуждения этого вопроса с сотрудниками ГАИ можно ссылаться на статью 2.7 КОАП РФ, согласно которой использование такого приема считается крайне необходимым.
Несмотря на законность перемещения через сплошную разметку, водитель должен быть готов к тому, что при остановке сотрудником ДПС ему придется защищать свою точку зрения.