Ответственность за утрату груза – что делать и как возместить ущерб

Одно из мест нашего груза было потеряно транспортной компанией. Всего в посылке было семь мест, но доставлено только шесть. Вес потерянной коробки составляет 8 кг, а стоимость содержимого в ней — 40 899 рублей.

В настоящее время компания ищет пропавшее место доставки, но пока не может его найти. В свою очередь, компания предлагает подтвердить стоимость содержимого для возмещения убытков. У меня имеются только заказные бланки от отправителя, а другие документы отправитель предоставить не может.

Как нам возместить ущерб?

Константин Алексеев

Консультаций: 505

Согласно пункту 1 статьи 785 Гражданского кодекса РФ, перевозчик по договору перевозки обязан доставить груз, доверенный ему отправителем, в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу (получателю).

В соответствии с пунктом 2 статьи 785 Гражданского кодекса Российской Федерации и частью 1 статьи 8 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (далее – Устав), заключение договора на перевозку груза подтверждается транспортной накладной. Однако отсутствие, неправильность или утеря транспортной накладной само по себе не служат основанием для признания договора на перевозку груза незаключенным или недействительным. В таком случае наличие договорных отношений между сторонами может быть подтверждено другими доказательствами (часть 2 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, часть 5 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Устава, лицо, являющееся грузоотправителем (экспедитором или клиентом), несет ответственность за риски, связанные с отсутствием у перевозчика необходимой документации для успешной перевозки груза. Эти документы включают в себя санитарные, таможенные, карантинные и другие правила, установленные законодательством РФ. Однако перевозчик не обязан проверять правильность и полноту указанных документов.

В общем случае, грузоотправитель обязан возместить перевозчику убытки, включая суммы, выплаченные перевозчиком третьим лицам из-за отсутствия, недостоверности или неполноты указанных документов.

Согласно статье 796 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 5 статьи 34 и статье 36 Устава, перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его принятия для перевозки и до его выдачи грузополучателю или уполномоченному лицу, если не сможет доказать, что потеря, недостача или повреждение груза произошли по следующим причинам:

  1. из-за непреодолимой силы (согласно пункту 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  2. из-за ограничений или запретов на движение транспортных средств по дорогам, установленных законодательством Российской Федерации, кроме просрочки исполнения обязанностей перевозчиком;
  3. из-за вины грузоотправителя, включая неправильную упаковку груза (согласно статье 404 Гражданского кодекса Российской Федерации);
  4. из-за естественной убыли массы груза, не превышающей установленную норму.

Для получения возмещения ущерба вам следует обратиться к компании-грузоперевозчику с предъявлением претензии, в которой необходимо указать следующее:

  • персональные данные сторон;
  • обязанности компании-грузоперевозчика (в соответствии с договором о грузоперевозке);
  • ссылки на нормативные правовые акты;
  • подробное описание ситуации с грузом;
  • сумма возникшего ущерба;
  • сроки компенсации ущерба;
  • уведомление о возможности обращения в суд в случае игнорирования претензии.

Если компания-грузоперевозчик не удовлетворит вашу претензию, вы имеете право обратиться в общий суд с соответствующим исковым заявлением.

Что делать если перевозчик потерял или повредил груз при перевозке

Практически все мы когда-то становились клиентами транспортных компаний. Ведь заказывая товары через интернет или отправляя груз родственникам, мы всегда надеемся, что груз дойдет в сохранности и в срок. К сожалению, иногда бывает так, что груз задерживается в пути или даже повреждается.

Давайте разберемся, какие важные моменты нужно знать о доставке грузов.

Отношения между клиентом и экспедитором регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности» (далее Закон), «Правилами транспортно-экспедиционной деятельности», утвержденными Постановлением Правительства РФ от 08.09.2006 N 554 (далее Правила), и договором транспортной экспедиции.

Согласно правилам, экспедитором считается лицо, которое осуществляет или организует выполнение услуг транспортной экспедиции, оговоренных в договоре; клиентом является лицо, заключившее с экспедитором договор транспортной экспедиции и принимающее на себя обязательство оплатить услуги, предоставленные экспедитором.

В соответствии со статьей 7 Закона, груз считается утраченным, если он не был выдан в течение 30 дней после окончания срока доставки, если такой срок не определен договором, в пределах рационального времени, необходимого для доставки груза.

1) Экспедитор несет ответственность за утрату или недостачу груза, который был принят им для перевозки с объявлением ценности. В таком случае компенсация будет составлять объявленную ценность или долю от объявленной ценности, пропорциональную недостающей части груза. Если груз был поврежден, то компенсация будет определяться суммой, на которую снизилась объявленная ценность.

Если восстановление поврежденного груза невозможно, то компенсация составит объявленную ценность.

2) Если груз был принят экспедитором для перевозки без объявления ценности, и произошла его утрата или недостача, то компенсация будет равна действительной стоимости груза или недостающей его части, подтвержденной документально. В случае повреждения груза компенсация будет определяться суммой, на которую снизилась действительная стоимость груза, подтвержденная документально. Если восстановление поврежденного груза невозможно, то компенсация составит действительную стоимость груза, подтвержденную документально.

Советуем прочитать:  Какие документы нужны для проведения приватизации

В соответствии с Законом, если во время выдачи груза получатель или уполномоченное лицо не уведомили экспедитора в письменной форме об утрате, недостаче или повреждении груза и не указали характер этих проблем, то считается, что они получили груз в целостности, если не докажут обратного.

Мнение эксперта
Петров Николай Анатольевич

Если утрата, недостача или повреждение груза не могли быть обнаружены при приеме груза обычным способом, то необходимо уведомить экспедитора в течение 30 календарных дней со дня приема. Важно, чтобы экспедитор получил такое уведомление.

Что делать, если перевозчик нарушил сроки доставки груза или потерял его полностью?

Перед тем, как подать иск, нужно написать экспедитору претензию в письменной форме. Претензии к экспедитору можно предъявить в течение 6 месяцев. Если речь идет о претензии по поводу утраты, недостачи или повреждения груза, необходимо приложить документы, подтверждающие право на предъявление претензии, а также документы, подтверждающие количество и стоимость отправленного груза.

Право на предъявление претензии и иска к экспедитору имеют клиент, получатель груза, указанный в договоре транспортной экспедиции, а также страховщик, выплативший страховую компенсацию.

Экспедитор обязан рассмотреть претензию и в письменной форме уведомить заявителя о том, что претензия удовлетворена или отклонена, в течение 30 дней с момента ее получения. Если претензия частично удовлетворена или отклонена, в уведомлении заявителю должны быть указаны причины принятого решения.

Если не удаётся добровольно решить вопрос о возмещении убытков, поскольку он имеет имущественный характер, то, согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского Кодекса РФ, защита имущественных прав потребителей осуществляется через суд.

Ответственность за утрату груза

Грузы были потеряны, и общество понесло финансовые потери. Суд не смог определить, кто несет ответственность за потерю, так как в документах указано, что пломба не была нарушена, и не было предоставлено никаких доказательств, подтверждающих вину перевозчика.

Арбитражный суд Волго-Вятского округа вынес постановление от 30.12.2014 по делу № А 43-1871/2014.

Фабула ситуации. В соответствии с условиями договора, Организация выполняет доставку груза по запросам Заказчика. После получения запроса Организация предложила Предпринимателю осуществить перевозку, договор и запрос были отправлены по факсу, а затем по почте.

Документы не были подписаны, но водитель Предпринимателя принял груз в указанное время. При приемке груза получатель обнаружил недостачу, и водитель подписал акт о недостаче. По требованию Заказчика Организация компенсировала понесенные убытки и затем обратилась в суд для взыскания убытков с Предпринимателя.

Суд вынес положительное решение. Апелляция и кассация нашли основания для отмены решения суда первой инстанции.

Позиция суда.

1. Согласно статьям 796 Гражданского кодекса РФ и 34 Устава автомобильного транспорта, ответственность за недостачу груза возлагается на перевозчика, если он не сможет доказать, что потеря произошла по обстоятельствам, не зависящим от него. Требования ООО основаны на транспортной накладной.

В указанном документе указывается, что перевозчиком является ООО, а водителем — сотрудник ИП. Договор и заявка были отправлены ИП по почте значительно позднее, чем выполнение перевозки.

2. Поставка транспортного средства фактически означает согласие на условия заявки в соответствии со статьей 438 Гражданского кодекса РФ только при наличии доказательств того, что ИП уполномочил водителя принять груз. Такие документы отсутствуют.

3. Изначальная инстанция не учла факт неповреждения пломбы, в результате чего доступ водителя к грузу был исключен. В связи с этим не ясно, когда и кто потерял часть груза.

4. Таким образом, нет оснований удовлетворить жалобу.

Комментарии.

1. По нашему мнению, дело неблагоприятное для Общества, так как нет оснований для обвинения перевозчика. Предприниматель не подписал документы на перевозку груза и не выдал доверенность водителю.

Рекомендуем быть более осторожными и доверять перевозку груза только после подписания соответствующих документов обеими сторонами.

2. В соответствии с решением Верховного Суда, перевозчик обязан возместить ущерб, если есть документы, подтверждающие принятие груза для перевозки (определение от 25.09.2014 № 308-ЭС14-1073). В противном случае нет оснований для взыскания стоимости ущерба (определение ВАС от 01.08.2013 № ВАС- 9955/13).

3. К сожалению, в данном случае суд не смог определить ответственного за потерю груза.

p.s. 10 наиболее интересных публикаций за последнее время:

Верховный суд обобщил практику по спорам о перевозках

В этом документе представлены объяснения о причинах задержки, утраты или повреждения груза, о правильном определении его массы и о том, кто должен устанавливать размер фактического ущерба. Верховный суд опубликовал обзор судебной практики, состоящий из 30 страниц, по делам, связанным с перевозками грузов и транспортной экспедицией. О самых интересных судебных делах на эту тему сообщает информационный портал «Право.ru».

Советуем прочитать:  Сколько времени пройдет с момента смерти через полгода?

Независимо от того, кто является виновником повреждения груза, данное правило будет действовать. Например, если грузовик с товаром попал в ДТП из-за того, что кто-то выехал на встречную полосу или не справился с управлением, перевозчик все равно обязан будет возместить ущерб владельцу груза.

Такая норма содержится в пункте 1 статьи 796 Гражданского кодекса (профессиональный перевозчик несет ответственность независимо от вины). Только непредвиденные обстоятельства могут освободить его от ответственности. Однако Дорожный кодекс не относит ДТП к непредвиденным и непредотвратимым обстоятельствам, поскольку «профессиональный перевозчик может не знать о рисках, связанных с дорожно-транспортными происшествиями».

Таким образом, перевозчик обязан будет возмещать ущерб почти в любом случае.

Кто виноват в неправильной упаковке груза?

Мнение эксперта
Петров Николай Анатольевич

Чтобы ответить на данный вопрос, вы можете ознакомиться с примером, приведенным ВС. Конкретно, здесь речь идет о заключении договора между компанией-отправителем и перевозчиком о перевозке легковых автомобилей на открытом автовозе.

По ходу транспортировки один из автомобилей (тех, которые находились на автовозе) получил повреждение лобового стекла после того, как на него попал камень. Компания сразу же обвинила перевозчика в этом инциденте и потребовала компенсацию ущерба. Спорное дело даже дошло до Верховного суда, который пояснил, что обязанность по упаковке груза лежала на отправителе.

Поскольку он этого не сделал, то он принял на себя все риски, связанные с отсутствием упаковки.

Теперь на перевозчике лежит задача доказать перед судом, что упаковка товара могла бы предотвратить повреждение. Если суд примет это довод, то ответственность за повреждение ляжет на отправителя.

Иногда при определении массы товара перевозчики и отправители используют мошенничество. Первые это делают с целью увеличения стоимости перевозки, а вторые — для ее уменьшения. В результате этого возникает две проблемы: превышение грузоподъемности транспорта в одном случае и занижение цены в другом.

Однако как объяснили сотрудники ВС, масса груза считается правильной только в том случае, если отправитель и перевозчик определили ее одинаково, учитывая возможную погрешность. Значение допустимой погрешности различно для разных грузов. Если спор о массе груза дошел до суда, то обе стороны должны доказать свою позицию в рамках общих правил.

В таких спорах суды не предоставляют преимущества ни одной из сторон.

Во взгляде на Верховное Суд Российской Федерации, возможность допустимой погрешности определяется в соответствии с коммерческими обычаями, свойствами груза и условиями конкретной перевозки. Величина данной погрешности не является абсолютной и неизменной, и должна быть подтверждена сторонами в соответствии с общими правилами, установленными процессуальным законодательством», – отмечено в сообщении Верховного Суда.

За что отвечает экспедитор?

Экспедитор выполняет роль отправителя товара. Компании заключают соглашение с ним, где прописывается, какой груз и куда требуется доставить. Экспедитор берет на себя обязательства по доставке: он может нанять перевозчика для отправки товара или самостоятельно осуществить доставку, выполнив роль и агента, и перевозчика.

Верховный суд определяет, что «экспедитор несет ответственность за потерю, недостачу или повреждение груза перевозчиком, если по договору экспедитор обязуется лишь выполнять функции агента». Однако, экспедитор должен тщательно и осмотрительно выбирать перевозчика.

Сроки давности

Отсчет срока исковой давности, по которому экспедитор может требовать от перевозчика, начинается с момента, указанного в транспортных уставах и кодексах, подчеркивает ВС.

В то же время, срок давности приостанавливается на время, необходимое сторонам для соблюдения претензионного порядка урегулирования спора.

Для требований о возврате неправомерно удержанной платы за перевозку применяется срок исковой давности в размере одного года.

Касательно требования исполнителя по договору о предоставлении вагонов в пользование заказчику о взыскании неустойки за простой вагонов применяется трехлетний срок исковой давности.

При этом ВС отмечает, что годовой срок исковой давности не распространяется на требования, основанные на главе 59 ГК (она называется «Обязательства вследствие причинения вреда»).

Для примера ВС приводит такую ситуацию. Завод, выполняя работы по погрузке на железнодорожных путях, повредил вагоны, которые находились на соседних путях и принадлежали определенной компании.

Компания подала иск против завода, требуя компенсацию за причиненный ущерб. Завод в свою очередь заявил, что уже прошел год, и поэтому компания не имеет права предъявлять свои требования, и суды поддержали эту позицию. Суд исходил из положений статьи 104 Устава железнодорожного транспорта, которые предусматривают ответственность за повреждение или потерю предоставленных перевозчиком вагонов.

Советуем прочитать:  Характеристика МСЭ: функции и преимущества | Администрация Волоконовского района

В таких случаях отправители или получатели груза обязаны либо отремонтировать их, либо возместить стоимость ремонта. На данное требование устанавливается особый срок исковой давности, продолжительностью в один год.

В случае, если основываться на статьях из главы 59 Гражданского кодекса, Верховный суд утверждает, что исковая давность будет равняться трем годам и подлежит полному учету при рассмотрении дела.

Другие разъяснения ВС

Если перевозчик не сдерживает сроки отправки вагонов, то владелец данного пути имеет право выставить штраф в размере причиненных убытков.

В случае задержки вагонов, не принадлежащих перевозчику, на общедоступных железнодорожных путях по причинам, зависящим от отправителей, получателей или владельцев частных путей, они должны заплатить перевозчику за использование общедоступных путей, даже если это не указано в договоре.

Владелец вагона, который является оператором подвижного состава, имеет право потребовать штраф за задержку вагона, находящегося под загрузкой или разгрузкой.

Увеличение размеров штрафов, предусмотренных Уставом железнодорожного транспорта, за искажение информации о весе груза в транспортной накладной, может быть снижено судом, при условии, что будут доказаны соответствующие обстоятельства.

Для получения дополнительных объяснений от Верховного суда, а также для ознакомления с полным текстом обзора судебной практики, вы можете перейти по указанной ссылке.

  • Информация о судебной практике, судах и судьях
  • Верховный суд Российской Федерации

Утрата груза при перевозке

Потеря груза — нежелательная ситуация для всех участников цепи поставки товара.

Каждая сторона взаимоотношений одинаково заинтересована в исполнении обязательств, связанных с транспортировкой и хранением груза.

Если что-то идет не так, необходимо последовательно действовать, чтобы зафиксировать произошедший инцидент и объективно оценить его обстоятельства.

Утрата груза

О сроках предъявления претензий и исковой давности

При разрешении противоречий, которые возникают из отношений с экспедиторами и перевозчиками, нужно помнить, что для данного случая существует укороченный годичный срок исковой давности, который предусмотрен законом (статья 13 Федерального закона от 30.06.2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», статья 42 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

  • Заявление к автоперевозчику должно быть подано в течение срока исковой давности.
  • Заявление к экспедитору должно быть подано в течение шести месяцев.

Если претензия к экспедитору будет предъявлена после истечения шестимесячного срока, то это не будет иметь юридических последствий. Поэтому в практическом плане заявителю не будет помешано обратиться в суд, даже если претензия была предъявлена с опозданием.

Решение проблемы утраты груза для участников процесса

Грузоотправителю

Мнение эксперта
Петров Николай Анатольевич

В случае, если груз не доставлен в срок, указанный в договоре (или в срок, предусмотренный законодательством), грузоотправитель имеет право считать свой груз потерянным или утраченным.

  • Согласно ст.79 Постановления Правительства РФ от 15.04.2011 N 272 «Об утверждении Правил перевозок грузов автомобильным транспортом» при потере груза необходимо составить совместный акт. Однако на практике такой акт, подтверждающий полную утрату груза, составляется редко из-за отсутствия у сторон договора перевозки документа с подписью получателя, подтверждающего получение груза.
  • После составления акта грузоотправитель направляет перевозчику претензию, приложив документы, подтверждающие его требования. Перевозчик обязан ответить на претензию в течение 30 дней.
  • Если в указанный срок не получен ответ или не достигнуто согласие, грузовладелец имеет право обратиться в суд для защиты своих прав.

Грузополучателю

Если у грузоотправителя и грузополучателя заключен договор и они не являются одним лицом, чтобы выяснить, к кому следует обратиться с претензиями, необходимо обратиться к условиям этого договора.

Например, если в условиях договора о поставке указано, что грузоотправитель считается исполнившим свои обязательства в момент передачи груза перевозчику, то при потере груза требования о возмещении убытка следует предъявлять перевозчику, причем порядок действий будет таким же, как и у грузоотправителя.

Согласно действующему законодательству как грузоотправитель, так и грузополучатель могут предъявить претензии перевозчику.

Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента его приемки и до момента его выдачи уполномоченному лицу. Если груз потеряли, то ответственность за его утрату или повреждение несет сам перевозчик (экспедитор), включая любые действия третьих лиц. Поэтому экспедитор обязан обеспечить сохранность груза во время перевозки, чтобы избежать возникновения непредвиденных убытков.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector