Человеки в России всегда скрывали клады. Они доверяли земле-матушке свои сокровища — купцы, крестьяне, помещики, аристократы, разбойники и священнослужители. В древности не было более надежного способа укрыть свое нажитое имущество от посторонних рук и отдать нажитое с трудом, а порой и украденное собственником в удобный момент.
Но сейчас не о них речь.
Возможно, иногда мы сталкиваемся с относительно небольшими кладами, спрятанными представителями определенного сообщества торговцев мелкими или иногда совсем не мелкими товарами. Такие торговцы назывались офенями и просолами. В западных губерниях их называли коробейниками.
Кто были эти люди, которые достойны таких специфических прозвищ и почему они решили спрятать свои сокровища в неведомых местах?
На селе оборот материальных ценностей отличался от городского. Большинство крестьян самостоятельно снабжали себя: шили одежду из домотканых материалов, плели лапти, делали кожаную обувь, плели уздечки, лепили горшки, резали ложки, посуду и т.д. Трудности возникали с такими мелкими товарами, как булавки, иголки, тонкие ткани и другие необходимые хозяйственные принадлежности, которые было невозможно или очень сложно произвести дома.
Те, кто жил ближе к городам, часто ходили туда пешком, ведя скотину или таща птицу, чтобы продать на рынке и закупить все необходимое.
Жителей глубинки обслуживали прасолы и офены.
Крестьяне и помещики радовались возможности закупать оптом прасолы, рыбу, птицу, мясо, мёд, воск, соль, смолу, меха, лён, щетину, шерсть и холсты, а также пеньку. Интересно, что некоторые из них даже покупали лес на корню. Эти посредники назывались не только прасолами, но и хлебными сводчиками, а позже их стали называть маклерами, факторами и скупщиками.
Эту информацию стоит учесть при изучении документов 18-19 вв. Иногда в архивных материалах можно встретить упоминание о том, что человек занимается именно таким необычным промыслом. А значит, его место жительства может быть особо интересным для исследования, ведь этот житель деревни или села, в отличие от обычного крестьянина, имел дело с большим количеством денег.
В своем словаре В.Даль приводит интересную пословицу прасолов: «Если проиграешь копейку, проиграешь и рубль». Таким образом, пословица говорит о том, что независимо от суммы, проигрыш может привести к большим потерям. Не так ли это похоже на «блатную музыку»?
Для исследователей эта пословица содержит значительную информацию. Например, упоминание рубля «хрустом» указывает на то, что пословица появилась не раньше второй половины 18 века, во времена Екатерины II, так как до этого времени в России не было бумажных денег. Однако исследователи также полагают, что деятельность прасолов, скорее всего, началась еще раньше, как минимум при Петре I.
Прасолы продавали товары крупным торговцам, которые затем распределяли их по базарам для розничной продажи или перепродавали купцам гильдий.
К слову, в то время действовал очень разумный закон – иностранцы не могли напрямую покупать ничего на Руси, только через отечественных посредников можно было приобрести отечественный продукт.
По мнению ученых, прасолы пропали во второй половине 19 века.
Прасолы распоряжались довольно крупными суммами денег, так что, вероятно, в пути случалось всякое…. Я считаю, что значительная часть «срочных» сокровищ, то есть быстро спрятанных в чрезвычайных ситуациях, была спрятана вместе с прасолами и подобными торговцами. Это особенно относится к сокровищам, спрятанным вдоль дорог между населенными пунктами.
До сих пор, как и триста лет назад, в этих местах нет никаких признаков жилья. И, скорее всего, большая часть этих сокровищ до сих пор ждет своего обнаружителя!
Для чего прятали клады?
Доброго времени суток! Хотелось бы обсудить вопрос о сокровищах. Конечно, не только искатель кладов, но и обычный человек по-середине души мечтает обнаружить клад. Вспоминая историю, написанную Марком Твеном, о приключениях Тома Сойера и Гекльберри Финна, увиденные в новостях сообщения о находке сокровищ или семейные легенды о скрытых золотых монетах, неизбежно возникает желание заняться поисками забытых или утраченных сокровищ.
Сокровища обычно не прятаны просто так. У каждого хранилища денег или предметов было свое предназначение. К тому же, причины, по которым вдруг пришлось поспешно спрятать какие-либо ценности, тоже были разные.
В данной статье хотелось бы рассказать о четырех типах кладов, которые можно найти на просторах нашей необъятной страны.
Сберечь
В давние времена, когда не существовало банков, касс и пластиковых карт, люди считали землю-матушку самым надежным местом для хранения денег. Она не только дарит богатый урожай и обеспечивает пищей, но и хранит деньги от посторонних глаз. И это не обязательно земля.
Например, дупла деревьев, большие камни, пороги домов и даже наличники — все это отличные места для тайников с деньгами. Я сам слышал истории, как рабочие, разбирая старый дом, обнаруживали пачку банкнот за наличником. Оказывается, хозяин дома создал эту укрытую накопительную копилку, чтобы откладывать деньги на водку из-за своей ворчливой жены.
Часто такие клады пополнялись в течение нескольких лет, а то и десятилетий. Поэтому кладоискатели, обнаруживая такой клад, находят монеты разных царей. С течением времени местность меняется, и та точка, привлекшая внимание хранителя клада, становится частью обычного поля или леса.
Я думаю, что этот момент объясняется тем, что клады обычно находят случайно и даже в местах, где их быть не должно.
Спрятать
История России богата различными неприятными и экстремальными событиями, такими как войны, революции, нашествия, завоевания и восстания. В некоторых случаях существовала реальная угроза потерять свои богатства и даже заплатить за их хранение жизнью. Поэтому помимо сохранения сбережений, ценности также нужно было скрыть от чужих глаз.
Обычно такие сокровища не закапывались далеко от дома и не пополнялись в будущем. Они были сделаны в спешке. И владельцу денег или иных предметов не всегда удавалось вернуть свое имущество.
Люди могли бежать от беды, их могли принудительно выселить из их родного дома, а иногда и убить. Поэтому и по сей день найден разнообразные скрытые клады крестьян или помещиков. К сожалению, за ними уже не смогли вернуться.
Утилизировать
Не все клады были спрятаны с мыслью о том, чтобы их использовать, когда наступит благоприятный момент. Они были сокрыты также с целью навсегда похоронить предметы, чтобы никто и никогда не смог достать их. Например, недавно местный житель рассказал мне историю о том, как в 1930-х годах коммунисты закрыли церковь и вывезли все церковные вещи на соседнее поле, где их зарыли в одном из оврагов.
По народной легенде, религиозные ценности из драгоценных металлов все еще лежат там. И если это так, то, возможно, однажды путешественник, забредший в эти места, обнаружит скрытые кресты, оклады, сосуды и другие вещи, предназначенные для обмана народа.
Принести в жертву
В далеком прошлом, до появления христианства, народ исповедовал множество разнообразных богов и, с целью обеспечения обильного урожая, благоприятной погоды и успешной охоты, приносил жертвоприношения. При этом, в качестве жертв могли выступать не только животные, но и ценные предметы, деньги или их аналоги. Стоит отметить, что язычество в нашем регионе является явлением относительно недавним.
Вплоть до настоящего времени у нас сохранились священные рощи — места, где проводятся ритуалы в рамках марийской традиционной религии. Эти особые места, которые можно сравнить с зелеными островками, расположены рядом с деревнями, среди полей. Обычно, они имеют форму круга.
Я считаю, что в таких локациях лучше воздержаться от поисков артефактов, будь то монеты или кольца.
Почему, по-вашему, клады были скрыты? Расскажите свои предположения в комментариях. Удачи вам всем!
Как наши предки клады искали? Старинные поверья
Известно, что клад представляет собой скрытые сокровища. Согласно древним легендам, они находятся под охраной различных существ: Дедка, главный хранитель кладов, а также его помощники — кладенцы, а также черти и змеи. Однако, они достойны особого рассмотрения.
Но даже только по этим персонажам можно понять, что путь к обогащению через «ничейное» богатство не прост.
Большинство хранилищ считалось святыми, волшебными или заклинательными. Другие назывались временными, обменными, предназначенными и только малая часть — чистыми, то есть положенными без всяких условий. Тот, который спрятан на определенное время, нужно было доставать до его истечения, иначе исчезает.
А заклинательный клад попадает в руки, если выполнить то заклятие, которое было дано при его спрятывании. Заклятьев было множество, например:
— попадайся доброму человеку на пользу, худому — на погибель;
— тому, кто после моей смерти голым попляшет;
— кто споет 12 песен, чтоб не упоминались ни милый, ни немилый; ни друг, ни недруг;
— кто влезет на сосну вверх ногами и спустится вниз головой;
— на чью-либо голову (на гусиную, собачью, бычью)
Согласно народным верованиям, обменные клады могли превращаться:
— в людей (наездников, мальчиков или девочек, детей или стариков);
— в животных (рыжую собаку, белую или красную корову, поросенка, лошадь, кошку, красного петуха );
— горящую передвигающуюся свечку;
— голубой свет.
Такие сокровищницы скитаются или летают в поисках нужного, «предназначенного» человека, и если не находят его, то исчезают. Тот, кто узнал сокровище-превращение, должен сказать: «Аминь, аминь, рассыпайся», и в таком случае сокровище легко упадет на землю и попадет в руки.
Но и «лежачие» сокровищницы могли, по преданиям, переместиться в другое место, правда, только во время больших праздников: на Пасху, на Ивана Купалу и в Новый год. И тогда в праздничные дни они зажигались синим пламенем.
Приметы кладов
Одной из наиболее часто встречающихся обозначений для указания места зарытого клада был использован крест, на котором были записаны условия его получения. В летний период времени рекомендуется обратить внимание на небо, чтобы увидеть, появилась ли радуга, потому что было распространено поверье, что клад зарыт на концах радуги.
В некоторых случаях использовались землей накрытые острые предметы, как, например, серп, шило или нож, в качестве признаков. Чешские кладоискатели считали, что если они увидят бледный огонек, то необходимо положить в этом месте четки, белую тряпку или кусок хлеба, чтобы огонек был доволен, и клад сам появится на поверхности.
Поисковое снаряжение
Для нахождения кладов искатели использовали различные способы. Они прибегали к специальным молитвам и заговорам, используя церковные предметы, волшебные цветы и разные амулеты.
Особую роль играли речевые инструменты, которые помогали изгнать злые силы и «проговорить» клад, чтобы он попал в руки искателя. В качестве примера можно привести следующую пословицу: «За болотом немного положено — мне приходится взять. Отойди же ты, злой дух, это не тебе положено, не тебе его взять».
Молитвы и заговоры записывались для сохранности или брались из уже опубликованных сборников. Например, в Поволжье были известны «вызывные книги», а в Подмосковье использовался «Требник Петра Могилы».
Для успешного поиска сокровищ также использовались особые «специальные инструменты». Ладан, страстная свеча и крест выполняли функцию защиты от злых сил. А глина, добытая с могилы самоубийцы в полночь, считалась хорошим талисманом, который мог привести к кладу.
Существовало огромное количество волшебных цветов, подобных современным металлоискателям. В первую очередь, это относится к папоротнику, а также к плакун-траве, которая, согласно поверьям, способна устранить все неприятности. С другой стороны, необходимы были разрыв-, прыгун-, скакун-, спрыг- травы, так как они способны взломать любые замки.
Существует множество легенд о приключениях людей, ищущих сокровища. Представим ситуацию: один мужчина узнал о местоположении сокровища, отправился туда и уже готов был начать копать, как его лошадь внезапно сорвалась и убежала. Хозяин пытался догнать ее, но безуспешно, и решил вернуться назад.
К своему удивлению, когда он вернулся, лошадь уже стояла на прежнем месте, но окружающая местность как будто изменилась — он не смог найти знаков, которые помнил. Несмотря на его множественные попытки, он так и не нашел «даже после ста посещений леса и специального поиска».
Опасность находки
Добыть клад – дело не из легких. По поверьям, в этот момент могли происходить разные неприятности: человек мог замирать, едва коснувшись заколдованного клада, или застрять в вырытой яме или подвале. Чтобы этого не произошло, необходимо было, прежде всего, произнести трижды: «Чур! Чур! Святое место, чур, Божье и мое» или «Мой клад, с Богом напополам».
В ритуале также предусматривалось снять с головы шапку и накрыть добычу этой шапкой. Символический смысл этого действия заключался в том, что, принимая клад, счастливчик оставляет на залог свою голову и никогда и никому не расскажет о том, как он его приобрел. Верхний слой призывали ссыпать – на случай, если клад был запечатан каким-то заклятием.
Были суровые запреты на определенные действия при добыче сокровища. Нельзя было:
Необходимо избегать ругани, даже в мыслях;
следует поддерживать разговор;
стоит иногда оглядываться назад;
рекомендуется спать рядом.
Согласно болгарским преданиям, важно приходить с пеплом: надо посыпать им место, где находится клад, уйти, а через день вернуться и, исследовав следы на пепле, определить, какую жертву требуется принести в жертву: если это животное или птица, необходимо зарезать ягненка, барана или петуха, а если человек, то необходимо совершить убийство.
Проблемы удержания
Тот, кто посчастливилось не только обнаружить, но и присвоить сокровища, может потерять их впоследствии: либо станет связанным с землей, либо заблудится, отчаянно пытаясь найти дорогу домой, либо находка внезапно превратится в обломки.
Для предотвращения этого необходимо было произнести молитву: «Впереди Господь Бог, защитник-ангел позади, святые евангелисты по бокам, я тебе, Отец Небесный, отдаю славу! Защити меня (имя) своей силой от коварных извращений дьявола. Освободи сокровище от тяжелого проклятия» и прочитать «Отче наш» сорок раз.
Возвращаясь обратно, также необходимо было сохранять молчание и не оборачиваться, чтобы не заметить, что происходит вокруг. По приходу домой, все найденные ценности необходимо было окропить святой водой и подержать над зажженной свечой, а затем полностью погрузить в текущую воду на целые сутки. Предполагалось, что такое действие очистит сокровище от проклятия, и следовательно, негативные силы не смогут причинить вред новому владельцу.