Огромное число жителей Российской Федерации, претворяя в жизнь профессиональные амбиции, заранее проявляют интерес к тому, каким именно образом выбранная ими работа будет сказываться на уровне дохода. Зарплата, которую получают авиадиспетчеры, зачастую становится фактором, наиболее привлекательным для тех, кто стремится к достойному заработку.
Автономно нести на себе конкретные обязанности подразумевает привилегию получения вознаграждения. За то, чтобы стать сотрудником авиафлота в роли диспетчера, требуется не только огромная ответственность, но и высокие требования к профессиональным качествам со стороны работодателя.
Работа авиадиспетчера является очень ответственной профессией, так как безопасность гражданских и военных полётов полностью зависит от качества ее выполнения.
Что входит в обязанности авиадиспетчера
Работа в аэропорту является престижной профессией, независимо от места жительства — России, Америке или Европе. Даже малозначительные профессии в аэропорту ценятся выше, чем в среднем по стране или миру. Диспетчеры — это особый класс, не принимающий на должность кого попало.
Этот специалист должен обладать рядом важных личностных качеств.
Обязанности авиационного диспетчера включают:
- регулирование движения воздушных судов;
- обеспечение безопасности этого движения;
- обеспечение оптимального использования воздушного пространства;
- оказание помощи пилотам в случае возникновения экстренных ситуаций и т. д.
Авиакомпании придают большое значение оснастке диспетчерских и их расположению. Для обеспечения точного выполнения задач перед диспетчерами приобретается современное электронное оборудование.
В отличие от многих других профессий, диспетчерская работа считается одной из самых сложных на свете. Так, представители этой профессии должны дважды в год подтверждать свою профессиональную пригодность и регулярно проходить медицинский осмотр. Проверяется как физическое, так и психическое состояние специалистов.
Диспетчерам каждый день приходится сталкиваться с огромными психическими нагрузками. Поэтому людям с нестабильной нервной системой не рекомендуется рассматривать эту профессию как вариант трудоустройства в будущем.
Зависит от выбранной специализации, какой багаж знаний имеет авиадиспетчер. Существуют различные варианты этой профессии, которые зависят от места работы и выполняемых обязанностей:
- Местный пункт обслуживает полеты на высоте до полутора километров и находится в отдалении от крупных аэропортов;
- Пункт местных авиалиний — находится около небольшого аэродрома и имеет такую же высоту, как и предыдущий случай;
- Аэродром райцентра — обслуживает полеты на высоте от 2100 до 17500 метров;
- Диспетчер «Подхода» определяет временной интервал и очередность взлета и посадки, обслуживаемая высота — от 2100 до 5700 метров;
- Диспетчер «Круга» контролирует радиус 50 км от своего пункта;
- Диспетчер «Старта и посадки» руководит взлетами и посадками;
- «Руления» – занимается контролем состояния самолётов и дает разрешение на их буксировку, а также определяет точку стоянки;
- Аэродромный диспетчерский пункт – поддерживает постоянную связь с экипажами бортов, осуществляет контроль воздушной обстановки и взаимодействует с другими диспетчерскими пунктами.
Работа на каждом диспетчерском пункте в авиации
Деятельность диспетчеров аэропортов осуществляется непрерывно в течение суток. Каждый работник должен владеть несколькими приборами одновременно, контролировать погодные условия и следить за наличием самолетов в воздушном пространстве. Нагрузка на мозг и психику — огромная.
Вне зависимости от специализации, диспетчер должен быть знаком с:
- Инструкциями и правилами размещения самолетов. Речь идет о их размещении на определенном расстоянии, чтобы избежать столкновений.
- Аэрометеорологией. Влияние погодных изменений на самолеты, находящиеся в полете.
- Авиационной навигацией. Методы и средства управления самолетами.
От диспетчера авиакомпании зависит жизнь множества людей. Предостережение ошибки не допускается в его обязанностях.
Заработок российских авиадиспетчеров
В Москве в 2025 году средний заработок авиадиспетчера авиационных линий составляет 131581 рубль. Эта сумма значительно превышает средний уровень доходов в стране. В компаниях авиации трудятся не только обычные диспетчеры, но и руководители полетов, которые также относятся к этой профессии.
Их средний оклад еще более высок и составляет 166055 рублей. В оба этих заработка включены предусмотренные надбавки и доплаты. Сравните эти суммы с доходами гражданских авиапилотов и зарплатами стюардесс.
Диспетчеры воздушного пространства имеют одну из самых высоких заработных плат в Российской Федерации.
Согласно данным, заработная плата представителей данной профессии является высокой. В то же время, следует отметить, что раньше ситуация была иной. Недавно, в начале 2000-х годов, диспетчеры России получали не более 9 000 рублей.
Важно отметить, что региональная зависимость не влияет на размер заработной платы. Самое большое влияние на уровень доходов оказывает статус аэропорта. Естественно, что диспетчер в Москве будет зарабатывать больше своего коллеги, работающего в провинциальном аэродроме.
Сколько зарабатывают диспетчеры в европейских странах
При анализе доходов отечественных представителей данной профессии, невозможно не упомянуть средние заработные платы их зарубежных коллег. В качестве примера, ознакомимся с окладами диспетчеров в некоторых европейских странах:
№ | Государство | Заработная плата (EUR) |
1. | Польша | 1 340 |
2. | Латвия | 1 785 |
3. | Франция | 6 500 |
4. | Великобритания | 7 000 |
5. | Германия | 7 000 |
Сведения о заработках авиадиспетчеров в разных странах мира
Таблица наглядно показывает различия в ситуации в различных странах Европы. Лучшие условия жизни предоставляются немецким и английским специалистам. Однако польским диспетчерам не приходится просто.
Профессиональные обязанности и вознаграждение за них не взаимосвязаны.
Нельзя не отметить, что американские диспетчеры зарабатывают немного меньше, чем их английские и немецкие коллеги. Их ежемесячный доход составляет 8 000 USD.
Сравнение доходов россиян и европейцев
Если пересчитать средний заработок диспетчера России в евро, то можно увидеть, что диспетчеры зарабатывают 1 873 EUR, а руководители полётов — 2 364 EUR. Это означает, что наши соотечественники зарабатывают больше, чем их польские и латышские коллеги, но меньше, чем французы, немцы, англичане и американцы.
Если сравнивать эти цифры с заработком представителей других профессий в России, то становится ясно, что диспетчеры являются привилегированной группой.
Востребованность в диспетчерах
Востребованность профессии часто является определяющим фактором при её выборе. В России, несмотря на высокие заработные платы, вакансии в сфере диспетчерской деятельности остаются открытыми. Их можно найти в следующих регионах:
- Москва – 76% от общего числа свободных вакансий;
- Ленинградская область – 15%;
- Ростовская область – 4%;
- Воронежская область – 2%;
- Нижегородская область – 2%;
- Челябинская область – 1%;
- Самарская область – 1%.
Наибольшая потребность в специалистах с диспетчерскими навыками наблюдается в столичном регионе. Здесь предлагаются самые высокие заработные платы. При выборе работодателя следует учитывать, что указанное выше среднее значение заработка является оптимальным вариантом.
Не хватает диспетчеров в этих местах
Где учат на авиадиспетчеров?
В Российской Федерации существует несколько возможностей получить диплом в области диспетчерского дела:
- Госуниверситет гражданской авиации в Санкт-Петербурге;
- Ейский высший военный институт имени Комарова;
- Ульяновский высший авиационный училище;
- МГТУ гражданской авиации в Москве.
Санкт-Петербургский университет также имеет филиалы в АТК ГА и Хабаровске, где можно получить среднее профессиональное образование.
Работа и учеба в качестве диспетчера не является легкой задачей. Однако, судя по заработной плате, она того стоит.
Можно ли считать управление самолетом с земли легкой задачей? Рассказ авиадиспетчера с большим стажем.
В чужом кармане: сколько зарабатывает авиадиспетчер
«Рамблер» провел анализ вакансий на популярных сервисах поиска работы и решил проверить, насколько реально получить обещанные работодателем денежные средства. Каждый день мы будем рассказывать вам о самых востребованных вакансиях и опровергать обещания работодателей или, наоборот, подтверждать их достоверность.
В нашей истории главный герой — Степан Л., который уже 34 года работает авиадиспетчером в одном из московских аэропортов. Он успешно окончил авиационное училище и посвятил свою жизнь работе в этой отрасли.
Задачи Степана включают разведение самолетов на безопасном расстоянии друг от друга, помощь в координации действий экипажа в непогоду, установку наземных эшелонов и определение очередности посадки.
«Хотя моя детская мечта стать пилотом так и не сбылась по разным причинам, я все равно решил быть связанным с авиацией и выбрал эту профессию. Обучение и подготовка были очень трудоемкими. После успешной сдачи госэкзаменов и окончания учебы, я прошел стажировку в аэропорту в течение не менее шести месяцев, где впоследствии и начал работать.
Затем была сдача экзаменов для получения свидетельства и допуска к самостоятельной работе», — рассказывает Степан.
Авиадиспетчеры обладают особенной профессиональной гордостью. Между классами стажа работы в данной сфере должно пройти не менее трех лет, то есть первый класс и соответствующее вознаграждение можно получить только спустя шесть лет трудового стажа. Кроме того, существуют дополнительные надбавки за знание английского языка.
Однако, несмотря на эти преимущества, главной мотивацией для выбора этой профессии не должны стать деньги, ведь здесь нет возможности разбогатеть. Вместо этого, можно пожертвовать своим сердцем к 35 годам. Авиадиспетчерская должность подразумевает частично ночную работу, необходимость постоянной концентрации внимания и высокую нагрузку на нервную систему.
Желательно обладать терпением снайпера и стрессоустойчивостью, ведь рядом с вами будет оборудование, излучающее электромагнитные волны. Отмечается, что это вредная профессия.
Однако, в связи с «вредностью» авиадиспетчерам предоставляются различные бонусы. Каждые два часа они имеют возможность делать перерыв на отдых, пользуются ДМС, иногда получают бесплатные билеты или могут приобретать их по льготным тарифам. Кроме того, они имеют доступ к льготным кредитным программам.
Согласно Степану, одним из преимуществ его работы является отсутствие рутины: когда в одно и то же время в аэропорту находится большое количество самолетов, авиадиспетчеры должны действовать не по стандартным процедурам, а решать сложные задачи.
Значительная часть доходов Степана тратится на аренду квартиры. Он живет с девушкой и они стремятся равномерно делить расходы.
Примерные траты Степана (в месяц):
Аренда жилья обойдется вам в сумму 35 000 рублей.
Питание обойдется вам в сумму до 15 000 рублей.
На развлечения и отдых (посещение кинотеатров, кафе, баров) вы могли бы потратить до 15 000 рублей.
На покупку одежды и различных бытовых мелочей вам достаточно 5 000 рублей.
На использование общественного транспорта и такси вы можете выделить до 5 000 рублей.
На мобильную связь и интернет достаточно 1 500 рублей.
Копите от 30 000 до 35 000 рублей.
«Если что-то случится, в первую очередь проверяют нас»: сколько зарабатывает авиадиспетчер
После окончания университета главному герою данного выпуска не пришлось искать рабочее место: он обучался по договору и немедленно оказался в единственной государственной организации, которая занимается организацией воздушного движения в Российской Федерации. Мы беседовали с ним о том, какие функции выполняет диспетчер воздуха, как разделить воздушное пространство на зоны и почему в случае аварийной ситуации важно строго соблюдать инструкции.
Это история одного из читателей Сообщества. Редакция задала вопросы, произвела необходимые правки и оформила в соответствии с журнальными стандартами.
Выбор профессии
Управление движением воздушных судов — это то, чем я в настоящее время занимаюсь. Меня увлекает авиация с детства, и я решил попробовать свои силы в этой области. Однако я не стал пилотом, так как понял, что это может отнимать у меня слишком много времени и я хочу проводить больше времени с семьей.
Я получил образование по контракту, в рамках которого организация финансировала мое обучение в обмен на работу в течение трех лет. В 11 классе я связался с кадровым отделом Государственной корпорации по организации воздушного движения. После этого я написал заявление, успешно сдал экзамены и прошел конкурсный отбор.
Затем я отправился в региональный офис и заключил контракт, согласно которому я обязался работать в одном из центров управления воздушным движением после окончания обучения.
Учебник
Изучаем, как приступать и успешно завершать громадные проекты
Предоставьте показ:
В целом вузовское образование представляет полный вид картин, но план учебы сконструирован таким образом, что большая часть студентов не в состоянии понять, что именно включает в себя их профессия. В начале нескольких лет продолжается обучение «школьным» предметам, постепенно переходя к профильным. Без тренировочной подготовки, которая начинается только на третьем году обучения, сложно осмыслить всю объемную теоретическую информацию и то, как она применяется на практике.
Рабочее место было мне гарантировано, однако я должен был пройти собеседование, где проверяли мой уровень подготовки и навыки на тренажере.
Какие знания должен иметь авиадиспетчер:
- территорию, то есть часть воздушного пространства, в которой он проводит аэронавигационное обслуживание;
- документы, которые определяют его работу;
- Правила применения радиотехнических устройств, необходимых для обеспечения безопасности полетов, и их основные характеристики;
- Стандартные выражения, используемые при радиосвязи;
- Авиационная метеорология;
- Технические характеристики воздушных судов;
- Использование английского языка в соответствии с определенным уровнем ICAO при работе в международных секторах.
После прохождения собеседования следует стажировка, которая может иметь различную продолжительность в разных диспетчерских центрах. Оплата стажера составляет около 45 000 ₽. Во время стажировки стажер получает теоретическую, тренажерную и практическую подготовку на рабочем месте под руководством опытного диспетчера.
После завершения практики необходимо пройти экзамен, чтобы быть допущенным к самостоятельной работе. Он состоит из проверки знаний, полученных во время практики, а также проверки навыков на специальной тренажерной установке и рабочем месте, в конце которых необходимо сдать квалификационный тест. При осознанной подготовке экзамен не представляет больших трудностей.
Финальное тестирование проходит в региональном подразделении Росавиации. Если стажер успешно справляется с экзаменом, то он получает свидетельство диспетчера воздушного движения (УВД).
Для каждого диспетчера УВД, который проходит стажировку впервые, устанавливается квалификационная отметка. Это означает, что этот человек может работать на стажировочном диспетчерском пункте. Кроме того, молодому специалисту автоматически присваивается третий класс.
Например, если студент прошел стажировку на диспетчере руления, сдал экзамен и получил свидетельство диспетчера УВД, он получает отметку диспетчера руления и третий класс для этого пункта.
Каждые три года есть возможность повысить класс, пройдя обучение и сдав экзамен. Вместе с повышением класса возрастает и оклад – примерно на 10—20%. Кроме того, диспетчер может получить дополнительные отметки: после соответствующей стажировки ему дается допуск на другие диспетчерские пункты.