В соответствии с утвержденными санитарными правилами и нормами 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», на всех территориях городских и сельских поселений необходимо оборудовать специальные контейнерные площадки для складирования твердых коммунальных отходов в соответствии с местной схемой управления отходами.
В Свердловской области была утверждена Территориальная схема обращения с отходами производства и потребления, включая твердые коммунальные отходы, по приказу Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Свердловской области от 31.03.2020 г. № 185.
За создание площадок для контейнеров отвечают органы местного самоуправления, они также согласовывают создание таких площадок другими лицами на своей земле. Органы местного самоуправления ведут реестр площадок для контейнеров. Иногда площадки для контейнеров создаются управляющими организациями.
Контейнеры можно устанавливать на площадку органу местного самоуправления, управляющей организации, региональному оператору, если расходы на покупку контейнеров включены в тариф. Таким образом, владельцами площадок для контейнеров являются управляющие организации, ТСЖ и муниципалитеты. Если площадка для контейнеров относится к общему имуществу и находится на территории придомового участка, то за её содержание и ремонт отвечает управляющая организация.
Если площадка для контейнеров расположена на муниципальной земле, то её ремонтирует и поддерживает местная администрация.
Владельцы контейнерных площадок на территориях, предназначенных для садоводства и огородничества, могут самостоятельно выбирать место их размещения в соответствии со схемой, утвержденной органами местного самоуправления. Владельцы жилых домов и дачных участков также обязаны оплачивать обращение с отходами. Если у вас есть дача или садовый участок, то вы можете заключить договор с садоводческим товариществом или самостоятельно.
Садоводческое товарищество решает, каким образом собирать мусор внутри поселка — на контейнерной площадке или в пакетах рядом с участками. Договоры с собственниками жилых домов заключаются в течение 15 дней после публикации их текста региональным оператором в средствах массовой информации и на своем сайте.
Согласование порядка вывоза мусора и размещения контейнерных площадок на территории будет осуществляться региональным оператором с органом местного самоуправления.
Региональный оператор является специализированной некоммерческой организацией, которая создается в виде фонда и несет ответственность за определенные действия на определенной территории.
Обязанностью регионального оператора является заключение договоров и регулярный вывоз твердых коммунальных отходов у всех потребителей. Он собирает все платежи и проводит расчеты с заводами по переработке мусора и полигонами, на которых осуществляется захоронение отходов.
Расстояние от площадок для контейнеров до зданий, где живут люди, а также до игровых и спортивных площадок, где дети проводят время, и до зданий, где работают организации, занимающиеся воспитанием, обучением, отдыхом и оздоровлением детей и молодежи, должно быть от 20 до 100 метров.
На площадке для контейнеров должно быть не более 8 контейнеров для смешанной складировки ТКО (отходов, которые образуются в жилых помещениях в результате использования физическими лицами и товаров, которые потеряли свою потребительскую ценность в процессе их использования физическими лицами для своих личных и бытовых нужд), либо 12 контейнеров, из которых 4 предназначены для раздельной складировки ТКО, а также не более 2 бункеров для складировки КГО (твёрдых коммунальных отходов, размер которых не позволяет упаковывать их в стандартные контейнеры объемом до 1,1 м3. Примерами КГО являются мебель, сантехника, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилья: плитка, обои, двери и т.д.). Для вывоза крупногабаритных отходов используются специальные бункеры, либо их вывоз осуществляется по запросу потребителя.
Необходимо закрывать контейнеры для сбора мусора крышками. Очистка мусоросборников должна производиться после заполнения их на две трети.
Владелец площадки с контейнерами обязан проводить уборку, дезинсекцию и дератизацию данной площадки. Нельзя промывать контейнеры и/или бункеры на контейнерных площадках.
При накоплении бытовых отходов, включая отделение отходов, владелец контейнерной площадки должен предотвратить возможность попадания отходов из мусоросборников на саму площадку. Если площадка загрязняется после загрузки мусоровоза, владелец контейнерной площадки должен очистить ее от отходов. В контейнерных площадках запрещается сортировать отходы из мусоросборников и мусоровозов.
Статья 43. Места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов
1. Места (площадки) для временного сбора твердых коммунальных отходов (далее — ТКО) и площадки для хранения различных групп коммунальных отходов — специально оборудованные места, которые предназначены для временного сбора ТКО, должны иметь привлекательный внешний вид и содержать информацию о сроках удаления отходов, наименование организации, занимающейся этой работой, а также контактные данные ответственного лица за качественное и своевременное содержание места (площадки) и утилизацию отходов. Наличие таких мест необходимо включать в состав территорий и участков любого назначения, где могут накапливаться ТБО, и должно соответствовать требованиям санитарно-эпидемиологических норм и гигиенических стандартов, а также облегчать утилизацию для пользователей.
2. За установку, оборудование и ремонт места (площадки) для временного хранения ТКО, а также за закупку мусоросборных контейнеров отвечает владелец контейнерной площадки (здания, управляющая компания, товарищество собственников жилья).
3. Места (площадки) для временного хранения ТКО должны быть отдалены от окон жилых зданий, границ участков детских учреждений и мест отдыха на расстояние не менее 20 метров. В жилых районах такие места должны находиться не дальше 100 метров от входов, считая по пешеходным дорожкам от самого удаленного подъезда.
При этом территория площадки должна примыкать к проездам, но не создавать препятствий для движения транспорта. Если место (площадка) для временного хранения ТКО находится отдельно от проездов, то предусматривается подъезд транспорта для очистки контейнеров и площадки для разворота (размером 12 метров x 12 метров). Важно предусмотреть размещение места (площадки) для временного хранения ТКО за пределами видимости транзитных автомобильных и пешеходных коммуникаций, а также вдали от фасадов зданий.
Территория места (площадки) для временного хранения ТКО должна находиться в зоне тени (благодаря смежным зданиям, навесам или зеленым насаждениям).
4. Размер площадки для временного хранения ТКО определяется с учетом ее функций и размеров контейнеров для сбора отходов, но не превышает норм, установленных санитарными правилами.
(Площадка на один контейнер должна быть не менее 2 — 3 квадратных метров. Расстояние между контейнером и краем площадки должно быть не менее 1,0 метра, а между контейнерами — не менее 0,35 метров. На территории с жилой застройкой площадки проектируются с площадью 0,03 квадратных метра на одного жителя или 1 площадка на 6 — 8 подъездов жилых домов с мусоропроводами; если количество подъездов меньше, то предусматривается одна площадка для каждого дома).
5. Обязательный перечень элементов благоустройства площадки для временного хранения ТКО включает:
— прочные покрытия,
— Элементы соединения поверхности площадки с прилегающими территориями (бетонное или асфальтное основание, железобетонная плита);
— Забор с трех сторон, высотой от 1-1,5 метров;
— Контейнеры для сбора ТБО;
Необходимо проектировать озеленение площадки. Кроме информации о сроках удаления отходов и контактной информации ответственного лица, площадку следует оборудовать информацией, предупреждающей владельцев автотранспорта о невозможности загромождения подъезда специализированным автотранспортом, который разгружает контейнеры.
6. Покрытие места (площадки) для временного накопления ТКО следует устанавливать таким же образом, как покрытие транспортных проездов. Уклон покрытия площадки необходимо установить на уровне 5-10 процентов в сторону проезжей части, чтобы избежать задержки воды и смещения контейнера.
7. Соединение площадки с прилегающей дорогой осуществляется на одном уровне, без использования бордюрного камня, с установкой газонного борта или декоративной стены высотой 1,0 — 1,5 м.
8. Осветительное оборудование должно быть установлено таким образом, чтобы освещать прилегающую территорию с опорами высотой не менее 3,0 м.
Необходимое осветительное оборудование должно быть интегрировано в ограждение площадки и выполнено в антивандальном исполнении, с автоматическим включением в темное время суток.
9. Озеленение осуществляется с использованием деревьев, которые обладают высокой фитонцидностью и имеют густую и плотную крону. Над уровнем покрытия площадки до кроны должно быть свободное пространство высотой не менее 3,0 метра.
Для создания визуальной изоляции площадок можно использовать декоративные стенки, трельяжи или высокие кустарники без плодов и ягод в качестве периметральной живой изгороди.
10. Рекомендуется объединять контейнерные площадки с площадками для хранения отдельных групп коммунальных отходов, включая хранение крупногабаритных отходов.
Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Размещение мусорных площадок: основные правила
Автор:
Андрей Олегович
С начала 2018 года произошли важные изменения в области вывоза, хранения, захоронения и переработки твердых бытовых отходов. Региональные операторы были созданы во всех регионах России, и их задачей является вывоз мусора с контейнерных площадок и другие необходимые мероприятия в отношении отходов.
Для регулирования вопросов касательно твердых бытовых отходов существует два основных документа:
- Федеральный закон от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ, который содержит общие положения об отходах.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 года № 1039, которое устанавливает порядок создания площадок, формирование и ведение реестра мест сбора мусора;
- Санитарные правила и нормы СанПин 42-128-4690-88.
Предлагаем рассмотреть основные аспекты, касающиеся:
- порядка размещения мест для сбора твердых бытовых отходов;
Требования к мусорным площадкам
При размещении мест для сбора ТКО и ТБО необходимо соблюдать ряд требований, установленных санитарными нормами:
- Мусорную площадку следует оградить как минимум с трех сторон.
- Высота забора должна быть не менее 1 метра.
- Расстояние от мусорной площадки до ближайших растительных насаждений должно составлять 10 метров.
- Расстояние от мусорной площадки до жилых домов и объектов образования (детских садов, школ) должно быть не менее 20 метров и не превышать 100 метров.
- Основание мусорной площадки должно быть выполнено из асфальта или бетона.
- Высота основания должна быть не менее 10 сантиметров.
Важно отметить, что эти требования являются общими и установлены на федеральном уровне. Однако субъекты Российской Федерации имеют право устанавливать свои собственные требования в местных правилах благоустройства.
Как установить мусорные баки.
Размещение площадок для отходов регулируется не произвольно, а в соответствии с схемой мест накопления коммунальных отходов и специальным реестром, принятым в каждом муниципалитете.
Создание новых площадок зависит от владельца земли под ними: муниципалитета или других лиц.
Предположим, что участок под будущей точкой складирования ТКО принадлежит муниципальному образованию.
В этом случае решение о создании новых мест складирования принимают местные власти, то есть администрация.
Граждане имеют право сообщить властям о желании видеть контейнеры в определенном месте, но решение всегда принимается чиновниками, так как муниципальное образование является собственником земли.
Мусорная площадка на территории МКД.
Если земельный участок находится в личном владении, например, у конкретных граждан или организаций, или расположен под многоквартирным домом, то необходимо обратиться в орган местного самоуправления с заявлением о возможности создания площадки. Форма подачи заявки не является стандартизированной и зависит от конкретного муниципального образования.
В случае желания жильцов многоквартирного дома создать место для твердых бытовых отходов на территории двора, необходимо выполнить следующие шаги:
- Организовать собрание собственников и проголосовать по данному вопросу;
- Направить протоколы собрания в управляющую компанию (или жилищно-строительное кооперативное товарищество);
- Добиться, чтобы управляющая компания или жилищно-строительное кооперативное товарищество подали заявление в администрацию от их имени.
Рассмотрение данного запроса займет не более 10 дней после его принятия. В течение этого периода администрация отправит запрос в Роспотребнадзор, чтобы проверить, можно ли размещать и соответствует ли это эпидемиологическому законодательству.
РПН будет иметь не более 5 дней на обработку запроса.
В своем заключении служба сообщит о соблюдении или нарушении санитарно-эпидемиологических положений. Выводы будут основаны на 2 важных документах:
- правила благоустройства;
- Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения.
В случаях с особой сложностью можно увеличивать срок рассмотрения заявления до 20 дней. При этом заявителю, то есть Управляющей Компании или Товариществу Собственников Жилья, должно быть сообщено об этом не позднее, чем в течение 3 дней с момента принятия решения.
Результатом рассмотрения заявки городским управлением является принятие решения о согласовании или отказе.
Причины для отказа всего две:
- заявление составлено не по установленной форме;
- нарушение правил благоустройства или санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно Постановлению № 1039, Пункт 10 указывает на возможность обратиться за согласованием неограниченное число раз после устранения причины отказа.
В случае отказа возможно подать апелляцию в суд. Вероятно, потребуется проведение экспертизы.
В начале истец будет нести расходы. Если в судебном процессе истец победит, то эти расходы возможно будут взысканы с ответчика, то есть РПН или муниципалитета.
После принятия положительного решения о создании площадки органом местного самоуправления, необходимо внести соответствующую информацию в специальный реестр в течение 5 рабочих дней. Этот реестр ведется как на бумажном носителе, так и в электронной форме.
В реестре содержится подробная информация о следующих аспектах:
- точное местонахождение контейнеров (адрес, географические координаты);
- технические характеристики контейнеров, включая их цвет, материал и количество;
- сведения о владельце таких объектов;
- источники образования отходов.
Составная частью реестра является схема, которая создается в масштабе 1:2000. На данной схеме отображаются все площадки населенного пункта без исключения. Если на схеме отсутствуют нужные контейнеры, то они считаются незаконно расположенными.
После добавления в упомянутые выше документы, владелец имеет право установить контейнеры и приступить к их использованию. Остается лишь заключить договор с региональным оператором на вывоз твердых коммунальных отходов.
Информация для населения
Согласно СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», которые были введены в действие 1 марта 2021 года, на территории городских и сельских поселений в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами необходимо создать контейнерные площадки для хранения твердых коммунальных отходов (ТКО).
Контейнерные площадки, которые организуются заинтересованными лицами, независимо от типов мусоросборников (контейнеры и бункеры), должны иметь следующие характеристики:
— Для эффективного отвода талых и дождевых сточных вод необходимо использовать твердое покрытие с наклоном;
— Для предотвращения распространения отходов за пределы контейнерной площадки необходимо установить ограждение.
При накоплении ТКО, включая раздельный сбор отходов, владелец контейнерной площадки должен принять меры для предотвращения попадания мусора на площадку. Для этого контейнеры следует оснастить закрывающимися крышками или другими подобными устройствами.
Необходимый интервал между контейнерными площадками и многоквартирными жилыми домами, частными домами, детскими игровыми и спортивными площадками, зданиями и игровыми, прогулочными и спортивными площадками учебных и воспитательных организаций, местами отдыха и оздоровления для детей и молодежи должен составлять не менее 20 метров, но не превышать 100 метров; до территорий медицинских учреждений в городах — не менее 25 метров, в сельских населенных пунктах — не менее 15 метров. Эти расстояния могут быть уменьшены на не более чем 25% в результате оценки заявки на создание места размещения площадки для твердых коммунальных отходов с целью проверки ее соответствия санитарно-эпидемиологическим требованиям. Оценку заявки проводит организация, ответственная за государственный санитарно-эпидемиологический надзор.
Если отходы накапливаются раздельно, то расстояние от контейнерных и (или) специальных площадок до многоквартирных жилых домов, индивидуальных жилых домов, детских игровых и спортивных площадок, зданий и игровых, прогулочных и спортивных площадок организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи должно составлять от 8 до 100 метров. А до территорий медицинских организаций в городских населённых пунктах это расстояние должно быть не менее 10 метров, а в сельских населённых пунктах — не менее 15 метров.
При раздельном сборе отходов на контейнерной площадке необходимо предусмотреть контейнеры для каждого вида или группы отходов, чтобы избежать смешивания различных типов отходов.
Владелец контейнерной площадки обязан осуществлять уборку, дезинсекцию и дератизацию в зависимости от температуры окружающего воздуха, количества контейнеров на площадке и расстояния до объектов, подлежащих нормированию.
Срок временного хранения несортированных коммунальных отходов определяется на основе среднесуточной температуры окружающего воздуха в течение трех дней:
при температуре плюс 5°C и выше — не более одного дня;
при температуре плюс 4°C и ниже — не более трех дней.
Сортировка отходов, как из мусорных контейнеров, так и из мусоровозов на контейнерных площадках, запрещена.
Для доставки ТКО с контейнерных площадок необходимо использовать транспортные средства, оборудованные системами, устройствами и средствами, которые предотвращают потери отходов. Эту задачу должен выполнять хозяйствующий субъект, занимающийся сбором и транспортировкой ТКО.
Хозяйствующий субъект, осуществляющий деятельность по сбору и транспортировке ТКО, обязан обеспечить их вывоз в установленное им время с 7 до 23 часов. Также допускается сбор и вывоз ТКО с территорий сельских поселений или с территорий низкоразмерной застройки городских поселений без накопления отходов на контейнерных площадках.
© Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения
«Центр гигиены и эпидемиологии в Липецкой области», 2014-2024 гг. При использовании материалов сайта, обязательно указывайте ссылку на него. Адрес: 398002, г.
Липецк, ул. Гагарина, 60а.
Контактный номер: +7 (4742) 308-651
Этот сайт был создан с использованием MISTer CMS
Контейнерные площадки для ТКО: виды и требования к установке
Современный человек, в процессе своей жизнедеятельности, генерирует разнообразные бытовые отходы. Среди них можно выделить остатки пищи, строительный мусор, непригодные для использования предметы, вышедшее из строя хозяйственное оборудование и многое другое.
Каждая квартира, дом, торговое или производственное помещение накапливают бытовой мусор, поэтому возникает необходимость его утилизации. Столичный благоустроенный район не должен сталкиваться с таким явлением, как скопление отходов и ненужных предметов. Иначе это может привлечь грызунов и насекомых, которые могут переносить инфекционные и другие заболевания.
Поэтому организация правильно обустроенных контейнерных площадок на примыкающих территориях жилых домов и зданий является одним из важных элементов благоустройства.
Место скопления твердых коммунальных отходов, соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и санитарно-эпидемиологического благополучия населения, называется контейнерной площадкой.
- Необходимо соблюдение допустимого количества и объема мусорных баков,
- Контейнерные площадки должны быть удалены от зданий,
- Обустройство контейнерных площадок должно соответствовать требованиям,
- Контейнерные площадки должны быть доступны для жителей и спецтехники.
Закон дает возможность собственникам жилья определять зоны для установки мусорных площадок и выбирать варианты их благоустройства на коллективных собраниях.
Обычно, контейнерская площадка является небольшой огороженной областью, где расположены контейнеры и бункеры для хранения отходов. Этот метод хранения мусора, в отличие от использования мусоропровода, также предполагает сортировку мусора, что упрощает процесс переработки и способствует сохранению чистоты окружающей среды.
Открытые места. Экономичные и удобные конструкции, широко применяемые в муниципальных службах. Их характеризует надежность, долговечность и простота обслуживания. Обустройство таких мест в городах и поселках обычно не вызывает проблем.
Открытые площадки для твердых отходов обычно имеют ограждение со трех сторон и навес или крышу.
Закрытые. Закрытые площадки для мусора представляют собой специальные конструкции, которые полностью закрыты со всех сторон и оснащены распашными или раздвижными дверями. В отличие от открытых площадок, они являются более дорогостоящим вариантом, но с каждым годом их популярность все больше растет благодаря их эстетическим качествам. Они обладают рядом преимуществ, например, предотвращают раздувание мусора ветром и препятствуют проникновению птиц и животных.
Также такие площадки эффективно предотвращают хищение контейнеров, так как для вывоза мусора необходимо открыть запертую перегородку. Ключи от замка обычно хранятся у водителей мусоровозов или ответственных лиц.
Декоративные. Декоративные площадки для мусора изготавливаются из различных материалов, таких как реечные конструкции и другие декоративные элементы. Их дизайн обычно соответствует общей концепции объекта, для которого строится площадка. Например, это может быть уютный коттеджный поселок в стиле барнхаус или комплекс зданий в стиле хай-тек.
Подземные мусорные контейнеры. Вероятно, самый необычный вариант для складирования отходов. Это специальные площадки с контейнерами для мусора, расположенные под землей, а на поверхности виден только закрытый контейнер для сбора мусора. Из-за высоких затрат на обустройство и обслуживание такие площадки встречаются очень редко.
В основном они используются для экономии пространства или для сохранения красивого вида территории.
Общие требования к контейнерным площадкам для сбора ТБО и ТКО
Необходимо согласовать место установки контейнеров с архитектором, санитарно-эпидемиологической службой и управляющей компанией.
Мусорные контейнеры и бункеры следует размещать на асфальтированной или бетонированной площадке, которая должна быть выше уровня земли на 10-15 см и иметь небольшой уклон. Такое расположение упростит транспортировку баков и предотвратит затопление площадки водой и грязевыми потоками во время дождя.
Для обеспечения беспрепятственного движения спецтранспорта площадка должна иметь свободный подъезд.
Для сокращения количества мусора, распространяемого ветром и животными по окружающей территории, необходимо обеспечивать ограждение с трех сторон высотой не менее 1 метра на местах сбора ТКО. Однако, трехстенная ограда высотой от 1,5 до 2 метров, хоть и упрощает вывоз мусора, не препятствует доступу животных, не защищает от осадков и слабо предохраняет от ветра.
Сложные конструкции с навесом, воротами и другими элементами способны решить эти проблемы, но не все мусоровозы обладают выдвижным захватом, позволяющим извлекать контейнер. В результате вывоз мусора может значительно усложняться.
Запрещается мыть контейнеры на месте, поэтому они должны быть вывезены на специальную площадку или использоваться передвижные установки для их мытья и дезинфекции.
Конструкция контейнера должна быть закрытого типа и соответствовать требованиям СНиП:
- Внутри и снаружи контейнер должен быть гладким, чтобы предотвратить задержку мусора и проникновение грызунов;
- Колеса контейнера должны быть с фиксирующим механизмом, чтобы его можно было перемещать при выгрузке отходов;
- Крышка контейнера должна хорошо прилегать, чтобы предотвратить разнос мусора ветром, проникновение грызунов и осадков, а также рассеивание запаха;
- Контейнер не должен протекать, чтобы фильтрат оставался внутри и выплескивался в мусоровоз, а не на землю.
Установку павильонов для мусора перед выходом из жилых домов запрещено осуществлять (разрешается только временная установка контейнера — не более 24 часов), на дороге, тротуаре или в проходной арке.
Между домом и местом для мусора не должны быть детские или спортивные площадки, пешеходные зоны. Рядом с местом сбора ТКО допускается выгул животных, однако хозяева должны тщательно следить, чтобы питомцы не подходили к контейнерам.
Важно! Вынос мусора из контейнеров для сбора ТБО рядом с многоэтажными домами должен осуществляться ежедневно в любое время года
Перед покупкой контейнерной площадки следует решить, где она будет установлена, какого она будет размера и какого типа. Зачастую размеры конструкции выбираются с некоторым запасом, чтобы в будущем можно было установить еще один контейнер. Затем определяются предпочтения по материалу и дизайну.