(изменения внесены Приказом Минтранса России от 01.09.2022 г. № 343)1. Контроль работы тахографов, установленных на транспортные средства, должен выполняться мастерскими, владельцами транспортных средств и контрольными органами с целью предотвращения нарушений режима труда и отдыха водителя, управляющего транспортным средством для перевозки грузов или пассажиров.
2. При контроле необходимо проверять соблюдение следующих требований:1) на транспортном средстве, которое должно быть оснащено тахографом в соответствии с Приложением № 2 к данному приказу, должен быть установлен тахограф, информация о модели которого учтена Федеральным бюро автомобильного транспорта (ФБУ «Росавтотранс») в списке информации о моделях тахографов, согласно Приложению № 3 к данному приказу;
2) включен тахограф на автомобиле (совершается взаимная аутентификация карты и блока СКЗИ тахографа);
3) тахограф функционирует без проблем, не заблокирован и не изменен;
4) информация, регистрируемая тахографом, не блокируется и не изменяется;
5) информация о результатах поверки тахографа, подтверждающая его пригодность для использования, хранится в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений и/или на тахографе нанесен знак поверки и/или выдано свидетельство о поверке тахографа, и/или сделана запись в паспорте (формуляре) тахографа, заверенная подписью поверителя и знаком поверки с действительным сроком действия.
3. После выпуска автомобиля на дорогу водитель должен проверить работоспособность тахографа в соответствии с руководством по эксплуатации.
4. При проведении проверки необходимо выполнить следующие действия:
1) осмотр элементов тахографа, а также проверка правильности их установки на транспортном средстве в соответствии с требованиями производителя тахографа. Также необходимо проверить наличие пломб с номером мастерской, которая осуществила установку тахографа;
2) убедиться в наличии руководства по эксплуатации тахографа, установленного на данное транспортное средство;
3) проверить печатные данные из тахографа и с карт водителей;
4) осуществить проверку выгрузки данных из тахографа, блока СКЗИ тахографа и с карт водителей;
(в редакции Приказа Минтранса России от 01.09.2022 N 343)
(см. текст в предыдущей редакции)
5) сопоставить данные из печатных отчетов с данными, зарегистрированными в неизменяемом виде в тахографе и на картах водителей;
6) осуществление проверки вывода информации на экран;
7) утратил свою силу с 1 марта 2023 года в соответствии с Приказом Министерства транспорта России от 01.09.2022 г. №343;
(см. текст в предыдущей редакции)
проведение проверки автоматического определения координат местоположения транспортного средства;
(в редакции Приказа Министерства транспорта России от 01.09.2022 г. №343)
(см. текст в предыдущей редакции)
9) проверка соответствия фактического местоположения транспортного средства и данных, которые хранятся в памяти бортового устройства, в состав которых входят блок СКЗИ тахографа, автоматически включающий текущее время, дату, координаты местоположения транспортного средства и заводской номер блока СКЗИ тахографа, подписанные квалифицированной электронной подписью;
10) Проверка наличия информации о результатах поверки тахографа, подтверждающей его пригодность к использованию, в Федеральном информационном фонде по обеспечению единства измерений, или проверка наличия на тахографе знака поверки, или свидетельства о поверке, или записей в паспорте (формуляре) тахографа, заверенных подписью поверителя и знаком поверки, с непросроченным сроком действия.
Кто имеет право проверять тахографы
Сегодня тахограф — неотъемлемая часть грузовиков и автобусов. Мало того, что эти устройства требуют дорогостоящей установки и обслуживания, они также являются надежным средством контроля за водителем и его действиями за рулем. Тахограф — электронное устройство, которое содержит множество компонентов, требующих постоянной проверки.
Кроме того, его показания должны быть контролируемыми на долгое время. Во-первых, тахограф записывает все действия водителя (время вождения, отдыха, превышение скорости и торможение), а во-вторых, не все водители в России относятся к установке и использованию тахографа добросовестно. В связи с этим возникает вопрос — кто имеет право проверять тахографы? Ответ на этот вопрос будет раскрыт в данной статье.
Кто же осуществляет проверку тахографов на дороге? Единственным вариантом является инспектор ГИБДД, который также является сотрудником ДПС. У многих непослушных водителей, которые с недоверием относятся к различным проверкам со стороны полиции, может возникнуть вопрос — имеет ли полномочия инспектор ДПС для осуществления проверки тахографов согласно закону? Ответ на этот вопрос — да, и это подтверждено приказом номер 5 Министерства Транспорта России.
Очевидно, что только сотрудник ДПС может осуществлять проверку тахографа на дороге. Согласно вышеупомянутому приказу, контрольное устройство должно проверяться не реже одного раза в двухлетний период! Невыполнение проверок в установленные сроки влечет за собой наказание в виде штрафных санкций от 1 до 3 тысяч. Такой же штраф возлагается за другие нарушения в работе с тахографом, такие как вождение без карты водителя или несанкционированное вмешательство в конструкцию устройства (взлом шайбы или пломбы).
Основанием для выписки штрафа является протокол осмотра, где полностью анализируются показания тахографа и связанных с ним устройств.
С момента введения обязательного использования тахографов на грузовых автомобилях, сотрудники ДПС осуществляли контроль, ограничиваясь проверкой наличия данного устройства на транспортном средстве. Однако это недостаточно согласно установленным нормам. Предписания требуют проверки работоспособности контрольного устройства.
Такая поверхностная проверка связана с адаптацией к нововведениям, которые, как обычно случается в России, внедряются не безболезненно. Теперь ситуация кардинально изменилась — инспекторы проходят обучение по проверке контрольных устройств.
Важно отметить, что сотрудники ДПС имеют право проверять тахограф только при наличии карты контроллера на автомобиле. В остальных случаях сотрудник ДПС не имеет права осуществлять проверку тахографа, об этом должны знать все водители и владельцы автопарка. В такой ситуации водитель не обязан выполнять требования инспектора.
Таким образом, при проверке на дороге представитель ГИБДД имеет право запрашивать от автомобилиста соблюдение следующих правил и норм:
• Необходимо правильно устанавливать тахограф, чтобы соответствовать требованиям. Многие водители небрежно устанавливают его, помещая в бардачок или даже под сиденье. Однако нормы предписывают устанавливать тахограф в зоне видимости во время вождения и на достаточном расстоянии, чтобы можно было достать до него рукой.
Если подходящего места нет, можно приобрести кожух, который будет закреплен на любом свободном месте на панели автомобиля.
• Водительская карта является обязательным документом во время вождения. Вождение без нее абсолютно запрещено! Инспекторы при проверке будут проверять соответствие данных на водительской карте с информацией на водительских правах.
• Необходимо также наличие пломб и наклеек с данными о калибровке. Наклейка, защищенная от влаги, должна быть размещена на стекле автомобиля — она содержит информацию о времени проведенных (прошлой и следующей) калибровок, а также организацию, осуществляющую проверку.
Установка любого тахографа заключается в установке трех пломб – пломбы мастерской и пластилиновой (они расположены на задней панели тахографа), еще одна пломба находится на крышке спидометра, а последняя пломба соединяет датчик скорости на коробке передач. Для проверки последней пломбы используется специальное телескопическое зеркало. За сохранность пломб отвечает исключительно водитель.
При обнаружении повреждений необходимо немедленно обратиться в мастерскую для последующей перепломбировки.
Также проверяющий может проверить такие показатели тахографа, как:
• Соблюдение водителем режима скорости и режима труда/отдыха
• Соблюдение норм регламента, касающихся времени проверки контрольного устройства
• Проверка определения местоположения автомобиля
• Проверка необходимых документов
Кто имеет право проверять тахограф и режим водителей
Есть ли у инспекторов ДПС и Росавтодорнадзора право осуществлять проверку тахографа? Кто имеет возможность контролировать режим работа-отдых водителей? Давайте вместе разберемся и найдем ответы на эти вопросы.
Компания по обработке данных «ОФПТК» предлагает услуги по выпуску и обслуживанию выгодных карт для заправки на АЗС «Топливо Плюс». Карты действуют по всей России, поэтому заправочные станции можно найти в любом городе страны.
Особенности режима труда и отдыха водителей автомобилей
Утомленный водитель теряет бдительность за рулем, что приводит к снижению скорости реакции на неожиданные ситуации на дороге. Проблема заключается в том, что сам водитель не сразу замечает эти изменения. В таких случаях легко столкнуться с дорожно-транспортным происшествием со всеми возможными последствиями.
В свете этой ситуации Министерством транспорта был выпущен официальный приказ о режиме работы и отдыха водителей. В этом документе Министерство транспорта устанавливает правила, где рекомендуется соблюдение определенной последовательности, продолжительности работы и перерывов за рулем. Эти правила должны соблюдать все, кто занимается управлением автотранспортом.
В положении о режиме труда и отдыха водителей Министерства транспорта и связи Российской Федерации рассматриваются особенности учета времени работы и отдыха. Рабочее время включает в себя период выезда машины в рейс, погрузочно-разгрузочные работы, обслуживание автомобиля, простои на трассе, оформление путевых документов. Время отдыха включает продолжительность обеда, сна и перерывов.
Учет продолжительности работы осуществляется с помощью тахографа. Прибор начинает отсчет рабочего времени с момента, когда водитель устанавливает свою личную карту. В положении Минтранса приведены примеры учета периода работы и отдыха для дальнобойщиков, водителей грузовых автомобилей и автобусов.
Установку таких приборов обязаны осуществлять владельцы:
- грузовых машин весом более 3,5 т;
- автобусов с числом мест для пассажиров более 8;
- автомобилей, перевозящих опасные грузы;
- транспортных средств для перевозки грузов;
- устройств для перемещения и подъема предметов.
Ответственность за своевременную установку тахографов лежит на руководителях фирм, занимающихся автомобильным транспортом.
Кому не нужна обязательная установка тахографов?
До 1 марта 2025 года городским автобусам и маршрутным такси (М2 и М3) больше не требуется устанавливать обязательные устройства учета рабочего времени и отдыха водителей. Однако для остальных транспортных средств тахограф остается обязательным.
Кто и где может останавливать автомобили для проверки тахографов
Каким лицам предоставлена возможность проверки соответствия режима работы и отдыха водителя? Инспекторы ГИБДД и работники Ространснадзора вправе осуществлять проверку использования тахографов. Они имеют возможность организовать контроль во время стоянки по маршруту движения машины или непосредственно на дороге.
Контролеры имеют право запросить технический паспорт на автомобиль, товарно-транспортные накладные, водительское удостоверение и также проверять соблюдение правил технической эксплуатации. Инспектор ГИБДД вправе требовать отчет с тахографа. Это устройство записывает время, в течение которого водитель находится за рулем транспортного средства.
Для исполнения своих служебных обязанностей инспектор вправе залезть в кабину при подозрении нарушений правил использования тахографа. В случае обнаружения неправильной эксплуатации данного устройства водителю может быть наложен значительный штраф.
Проверки соблюдения режима труда и отдыха водителей в России разрешены только для коммерческого транспорта и автобусов. В случае использования автомобиля лично, необходимость в установке тахографов отсутствует.
Кем сейчас может быть остановлен водитель для проверки режима труда и отдыха?
Благодаря изменению Устава автотранспорта и постановлению №1043, полномочия сотрудников Ространснадзора теперь охватывают различные аспекты пассажирских и грузовых перевозок, включая проверки условий труда и отдыха. В новой редакции Устава нет прямого указания на то, что Ространснадзор имеет право проверять режим труда и отдыха на дорогах, а не только на территории предприятий. Однако, присутствует общее требование о том, что транспортные компании должны соблюдать требования, предъявляемые им физическими и юридическими лицами.
Очевидно, это включает и вопросы, связанные с режимом труда и отдыха.
Положение №1043 раскрывает новые полномочия Ространснадзора их гораздо более прозрачно. Один из пунктов этого законодательного акта сосредоточен на понятии постоянного рейда. В сущности, это стационарный пост с определенной инфраструктурой на его территории или передвижной пункт, где сотрудники Ространснадзора несут постоянное дежурство.
Ранее таких объектов было великое множество. Только на трассе М10 от Москвы в Санкт-Петербург и обратно их было более десяти. Со временем они были закрыты, некоторые из них преобразованы в рестораны у дороги, но сейчас снова возрождаются.
В соответствии с нововведениями в федеральном законе №248-ФЗ, который регламентирует порядок контроля в РФ, на взаимодействие между инспектором и проверяемым лицом в рамках одной проверки должно отводиться не более полутора часов. Это время не включает составление акта при выявлении нарушений. Согласно пункту 66 Постановления №1043, проверка грузового транспорта в рамках постоянного рейда осуществляется в специально оборудованных стационарных и мобильных пунктах, а также на парковочных площадках, обозначенных дорожным знаком 7.14.
Проверка пассажирского транспорта также проводится на остановочных пунктах и в специально отмеченных местах для посадки и высадки пассажиров, включая автостанции.
В дополнение к существующим стационарным пунктам контроля, сотрудники Ространснадзора имеют возможность проводить проверки на любых автостоянках, обозначенных дорожным знаком 7.14. В пункте 67 Постановления №1043 определены требования к местоположению стационарных и передвижных постов контроля. В рамках постоянных рейдов инспекторы Ространснадзора могут осуществлять осмотр, досмотр, проводить опросы и требовать предъявления необходимых документов, которые обязательно должны находиться в транспортном средстве у водителя, а также проводить инструментальные обследования.
В соответствии с Постановлением №1043, в пункте 73 установлено, что инспекторы Ространснадзора обязаны проверять режим труда и отдыха водителей и ставить соответствующую отметку на распечатке или так называемой шайбе. Согласно последним изменениям в законодательстве, это можно сделать даже на дороге во время постоянного мобильного рейда. В результате, с июля 2021 года, помимо ГИБДД, транспортные компании также могут быть остановлены на дороге и проверены на соблюдение режима труда и отдыха.